Как центр Москвы остался без билетных касс
Государство продолжает крестовый поход на нестационарные торговые точки: за одну ночь в Москве снесли почти сто павильонов. Театральные кассы «зачистку» пережили еще в прошлом году, к чему это привело?
Исчезающие киоски
В рамках борьбы с нестационарными торговыми точками на улицах Москвы резко уменьшилось количество театральных киосков. Эти точки были основным каналом дистрибуции билетов: по итогам 2015 года, половина всех билетов, проданных Ticketland.ru, то есть 1,5 млн, была приобретена именно в них.
С улиц Москвы распоряжением правительства столицы уже убрали около 50 билетных касс. Если раньше у нас было 70 уличных киосков, то сейчас функционируют только 32. Попробуйте купить билет в театр на одной из самых многолюдных улиц России — Тверской. У вас не получится: киосков там больше нет. В правительстве Москвы обещают вместо старых киосков поставить новые, современные и красивые. Киоски будут выставлены на аукцион, а посредники уйдут с рынка. Но пока таких обновленных киосков появилось только семь. Все, что у нас есть сейчас, — это обещания, что будут объявлены аукционы на новые киоски.
Проблема спустилась под землю: в рамках реконструкции вестибюлей Московского метрополитена вышло распоряжение временно убрать билетные киоски и оттуда. 21 касса проработает только до 1 апреля 2016 года. Согласно заверениям властей, все киоски в метро восстановят, но пока у нас нет ни дат проведения аукционов, ни документов на дальнейшую работу. Реконструкция вестибюлей, как и улучшение облика и получение дополнительной прибыли — цели понятные и благие. Но, очевидно, не учитываются интересы всех участников процесса.
Проблема не только в том, что из‑за этого страдает бизнес компании Ticketland.ru. В 2015 году оборот нашей компании составил 5 млрд руб., было продано 3,1 млн билетов. Из них около 50% продается через интернет. Другая половина — в билетных киосках, которые стремительно исчезают с центральных улиц Москвы.
Чтобы возместить потери, мы открыли 13 касс в торговых центрах Москвы, и еще 13 появились в Подмосковье, где раньше вообще не было точек продаж. Конечно, замена далеко не равноценная: в центре города необходимость в театральных кассах гораздо выше.
Кассы не нужны?
В век интернета и мобильных приложений рассуждения о необходимости билетных киосков могут показаться странными. Давно уже можно заказать любой билет на любой спектакль в любой стране онлайн.
Однако в любой столице мира или туристическом центре на улицах вы всегда найдете театральные будки, афиши и прочее. Наличие театральных касс решает две проблемы — языковой барьер и незнание надежных ресурсов. В киоске вы всегда в крайнем случае можете просто произнести название спектакля и пальцами показать количество билетов.
У иностранцев в нашей столице возникнут точно такие же проблемы. При этом страдают и русскоговорящие гости столицы. Ведь что такое билетный киоск? Это лучший рекомендательный сервис, аналогов которому в интернете нет. Здесь работают сотрудники, чей опыт измеряется десятками лет. Они знают все спектакли. Они специально на них ходят. Если вы покупаете билет в такой театральной будке, вам стоит только в двух словах описать свои предпочтения и вы получите рекомендацию на спектакль, который с высокой вероятностью вам понравится.
И еще нужно понимать, что в Москве 200 театров. Кроме известнейших МХТ, Большого и Малого, Театра наций, которые всегда заполняются почти на 100%, есть десятки других, менее раскрученных, но в которых идут не менее прекрасные спектакли. Театр Армена Джигарханяна, Et Cetera Александра Калягина, театр «У Никитских Ворот». И сегодня в них залы не заполняются, потому что людей практически лишили возможности купить туда билет.
Что делать? Важно не допустить хотя бы в метро повторения ситуации с уличными киосками, когда даже на центральных улицах города стало невозможно приобрести билет в театр. Чтобы этого не произошло, необходимо одновременно со сносом старых киосков предоставлять участникам рынка места для новых билетных касс в метро. Это позволит сохранить поток зрителей в театры. Я уверен, что восприятие Москвы как культурной столицы мира нельзя отделять от обычных театральных касс.