В погоне за планом
После почти четырехлетнего перерыва АвтоВАЗ пообещал вернуться к практике регулярной индексации заработной платы своим рабочим, а также к выплате тринадцатой зарплаты. Правда, автозавод согласен расщедриться только в том случае, если будет выполнен план, предполагающий рост производства до 641 тыс. автомобилей и увеличение выручки до 227 млрд руб.
В конце декабря согласительная комиссия АвтоВАЗа, включающая представителей профсоюзов и руководства завода, приняла решение о внесении изменений в коллективный договор. Завод согласился выплатить своим работникам тринадцатую зарплату по итогам 2012 года. При этом аналогичные выплаты по итогам 2013 года, а также возвращение к практике индексации заработной платы АвтоВАЗ решил жестко увязать с выполнением производственных показателей.
Как говорится в протоколе заседания согласительной комиссии, АвтоВАЗ устанавливает взаимные обязательства сторон по выполнению производственного плана на текущий год. «Произвести и реализовать продукции на 227,79 млрд руб., в том числе и 640,9 тыс. автомобилей, а также запасные части для автомобилей и автокомплекты разобранных серий согласно утвержденному плану», — говорится в документе.
План на 2013 год гораздо выше того, который ставился на 2012 год. Так, в прошлом году завод рассчитывал реализовать продукцию лишь на 170 млрд руб. и произвести 590 тыс. машин (в реальности АвтоВАЗ выпустил 608,2 тыс. автомобилей). «Увеличение этой планки — это гарантия того, что будут сохранены рабочие места и все будут обеспечены работой», — отметили в официальном профсоюзе АвтоВАЗа.
Как считает глава альтернативного профсоюза «Единство» Петр Золотарев, увязывать зарплаты работников с выручкой не совсем правильно, логично было бы оставить только план по объему производства. «Получается, что если завод не реализует в 2013 году продукцию на сумму более 227 млрд руб., то это может являться основанием не выплачивать работникам премии и тринадцатую зарплату», — считает Петр Золотарев. «Связывать выполнение производственного плана с выплатой премии по итогам года некорректно. Существуют планы по реализации продукции, снижению издержек, улучшению качества, от выполнения которых зависит конечный финансовый результат», — парируют в пресс-центре предприятия.
В 2009 году из-за экономического кризиса руководство АвтоВАЗа приняло решение приостановить действие пункта в коллективном договоре, который обязывает завод каждый квартал рассматривать возможность индексации заработной платы. В 2010 году завод повысил тарифы и оклады работникам на 10%, в 2011 году — на 7,5%, а в ушедшем — на 8%. Согласно отчету по МСФО, в 2011 году на зарплату рабочим было направлено 22,9 млрд руб., а за первое полугодие 2012 года — 11,9 млрд руб., что практически соответствует выплатам в аналогичный период 2011 года (11,8 млрд руб.).