Я наших планов люблю громадье…
Стратегия развития города Москвы долгое время определялась генпланом. Он был выставлен на всеобщее обозрение, и теоретически каждый москвич мог с ним ознакомиться, посмотреть, что будет вокруг его дома лет через пятнадцать. Сегодня жители как «старой», так и Новой Москвы лишены такой возможности.
Недавно на одной из конференций представитель Москомархитектуры на вопросы о генплане несколько раздраженно ответил: «Давайте не будем сегодня говорить о генплане!»
О чем это говорит? Надеюсь, не о том, что, присоединив огромные территории Новой Москвы, город фактически не знает, что с ними делать. Госучреждения переезжать отказались, промзоны тоже вроде бы решили не выводить. Что остается? Огромная территория, застроенная спальными районами? Среднеэтажным или малоэтажным жильем вперемежку с сохранившимися дачными и коттеджными поселками? По-моему, мы получим в итоге застройку на новых территориях не менее хаотичную, чем на старых. Но, пожалуй, с бóльшим количеством транспортных проблем в силу большой протяженности и вытянутости данного куска земли. Недаром термин «Новая Москва» употребляется не чаще, чем «присоединенные к городу территории». Территория — нечто аморфное, может быть, имеющее перспективу, но очень отдаленную…
Но вернемся к генплану. Его отсутствие подтверждает тот факт, что сегодня у властей нет четкого понимания дальнейшей стратегии развития столицы, одного из крупнейших мегаполисов мира. Есть некие инициативы, которые сами по себе хороши и не вызывают вопросов, — развитие магистралей, общественного транспорта, парковых зон. А есть такие заявления от сегодняшних чиновников от архитектуры, которые вызывают недоумение. Например, квартальная застройка. Почему квартальная? Чем архитекторов перестал устраивать микрорайон с его обязательной нагрузкой по социальной инфраструктуре? Тем, что эту инфраструктуру город в понимании жителей должен взять на баланс? И почему удобнее вести малышей в детский сад, построенный в некоем ином «кластере», а не во дворе дома? Возможно, генплан с озвученной стратегией и дал бы ответ на эти многочисленные вопросы. Но, к сожалению, пока они подвешены в воздухе.
Или те же промзоны. Они влияют и на транспортную ситуацию на дорогах, так как сюда стекается большегрузный транспорт, и на криминальную ситуацию в том районе, где они находятся, — бирюлевская ситуация тому самый свежий и яркий пример. Ведь именно на территории промышленных предприятий чаще всего происходит бесконтрольная сдача в аренду складских помещений, территорий. Здесь формируется теневой бизнес — мелкие пекарни, автомойки и прочее «по договоренности» находят «лишние» помещения на заводах столицы. Это же очень удобно — открыть свой маленький бизнес между Садовым и Третьим кольцами!
Я считаю, что промзоны сегодня тормозят развитие города, препятствуют формированию комфортной жилой среды. И вывод их на границу с Калужской областью, в которой, кстати, сформировался за последние пять лет мощный промышленный кластер, был бы вполне логичен. Безусловно, город не должен отказываться от промышленности, особенно сейчас, когда у всех усиливаются ожидания кризиса. Однако еще важнее подтолкнуть к развитию строительную отрасль. Ведь есть исследования, согласно которым строительная отрасль является локомотивом еще для 27 отраслей экономики.
Сегодня судьба промзон решается полностью за счет их собственников-девелоперов или банков-бенефициаров. Я считаю, что это неправильно. Мне кажется, городским властям необходимо создать комитет по переселению промзон, в рамках которого совместно с девелоперами и банками решать вопрос по выводу промышленности на новые территории Москвы. При такой ситуации город не потеряет крупных налогоплательщиков, а на освобожденных территориях сформируются комфортная застройка, парковые территории. Это улучшит и экологическую, и транспортную обстановку в столице и станет значительным толчком для развития Новой Москвы. Но, разумеется, основой для таких решений должна стать стратегия развития города, сформированная совместно с представителями как крупного, так и среднего и малого бизнеса.