Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

«В Египте не досматривают ничего»

Фото: EPA
Фото: EPA

Запад считает бомбу на борту приоритетной версией катастрофы A321. Россия причины падения самолета не комментирует, но в пятницу остановила полеты в Египет. РБК разбирался, могла ли взрывчатка попасть на борт самолета.

​Подозрения усиливаются

Спецслужбы Великобритании и США все больше уверены, что причиной катастрофы российского лайнера A321 «Когалымавиа» над Синайским полуостровом 31 октября стала детонация взрывного устройства. На Западе считают, что ответственной за катастрофу лайнера и гибель 224 пассажиров может оказаться запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство». В день катастрофы ИГ взяло ответственность за нее на себя.

В пятницу президент России Владимир Путин провел внеочередное заседание Национального антитеррористического комитета. По его итогам по рекомендации директора ФСБ Александра Бортникова Путин принял решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в пятницу сказал, что приостановка полетов в Египет не означает, что теракт — основная версия следствия. РБК попытался выяснить у экспертов по аэропортовой безопасности: если на борту действительно была бомба, как она могла бы туда попасть?

Уязвимые места

Источники BBC в британском разведывательном сообществе полагают, что бомба могла быть заложена в багажный отсек самолета. Эксперты, занимающиеся анализом катастрофы в одном из силовых ведомств Великобритании, полагают, что кто-то, кто имел доступ к багажному отделению А321, мог установить взрывное устройство или положить его в багаж незадолго до того, как самолет взлетел.

В аэропорту нет такого звена периметра безопасности, которое не может оказаться неблагонадежным: террористом может оказаться и ответственный за заправку системы водоснабжения, и обслуживающий заправку самолета горючим, и сотрудник фабрики бортового питания, говорит РБК бывший глава службы безопасности аэропорта имен​​и Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Села. В одном из интервью, посвященном правилам проноса жидкости на борт самолета, он оговаривал, что в аэропорту есть как минимум семь зон, где может происходить передача жидкости.

«Какой-то одной самой уязвимой точки в безопасности аэропортов не существует», — говорит эксперт по безопасности Джим Термини из компании Redline Assured Security. «Каждый вовлеченный в процесс человек может быть источником опасности», — соглашается Майк Мэртенс, специалист​ компании ASR, которая проводит аудит безопасности в европейских аэропортах.

Джим Термини напоминает, что меры безопасности в аэропортах определяются требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO), которым должны соответствовать сотрудники аэропортов. Однако, по словам Термини, их интерпретация и соблюдение зависит от отдельных государств.

Как проверяют персонал

По словам Термини, угроза со стороны «инсайдера», человека, который «прошел все проверки, но по каким-то причинам решился на преступление», — самая значительная с точки зрения авиационной безопасности. Одним из последних случаев преступления, совершенного таким злоумышленником, стало предумышленное уничтожение 24 марта этого года лайнера A320 германской компании Germanwings вторым пилотом Андреасом Любитцем, решившим таким образом покончить с собой.

«Во всех международных аэропортах должна действовать процедура досмотра и проверки благонадежности для персонала, если он имеет допуск в охраняемые зоны, например на летное поле. По стандартам ICAO, досмотр для персонала должен быть такой же, как и для пассажиров», — говорит эксперт немецкой компании по стандартизации систем безопасности EUZERT Маркус Хелльманн. По его словам, если в аэропорту соблюдаются все стандарты безопасности, то террористический риск минимальный, но 100-процентной уверенности быть не может никогда.

Большинство стран настаивают на полной проверке членов экипажа и сотрудников аэропортов, в том числе проверке благонадежности. В отношении персонала аэропортов досмотр может быть выборочным, но полиция и службы безопасности должны проводить проверку благонадежности прежде, чем допускать их к работе. «В некоторых странах их проверяют постоянно», — говорит основательница занимающейся консалтингом в области авиационной безопасности компании EUAVSEC Петра Беккер, но какова практика в Шарм-эль-Шейхе, ​ она не знает.

Безопасность по-египетски

Cогласно правилам безопасности Египетского управления гражданской авиации, персонал служб безопасности должен проходить проверку раз в год, о работниках гражданских служб в документе ничего не сказано.

«Ситуация с безопасностью аэропортов в Египте вполне нормальная. Египту нужно дополнительно поработать над управлением и контролем за персоналом и полицейскими», — говорит РБК Термини. Пилот одной из российских авиакомпаний, совершавших полеты в Шарм-эль-Шейх, не согласен: «В Праге, в Берлине, у нас досматривают тщательно и летный состав, иногда немного даже обидно. В аэропорт Бен-Гуриона что-то пронести невозможно. В Египте не досматривают ничего. Безответственное поведение. Собак нет, а, например, пластичную взрывчатку металлоискатель не увидит».

Петру Беккер отсутствие собак при досмотре в Египте не удивляет: «Кинологи — это не всегда решение, особенно в жарких странах».

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБКPro, 07:01
Банки ОАЭ удлинили срок проведения платежей с РоссиейФинансы, 07:00
На чем будут ездить чиновники и госслужащиеРБК и Автоваз, 06:44
США впервые успешно протестировали гиперзвуковую ракету Dark EagleПолитика, 06:17
В Ростовской области за ночь сбили девять дроновПолитика, 06:14
Треть россиян заявили о негативном влиянии событий 2024-го на их компанииБизнес, 06:00
США ввели санкции против «ответственных за подрыв демократии» в ГрузииПолитика, 05:36
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Стихами представителя МИД Захаровой открыли премию «Золотой граммофон»Общество, 05:32
В «Авито» подсчитали, сколько россияне могут накопить за годОбщество, 05:06
В Туве напали на мигрантов из-за фейка о заражении ВИЧ при изнасилованииПолитика, 05:04
NYT сообщила о прорыве Россией «ослабленных» украинских позиций в ДНРПолитика, 04:54
«Я и моя богатая жизнь»: какие коды транслируют успехРБК и Сбер Первый, 04:50
Си Цзиньпин не приедет на инаугурацию ТрампаПолитика, 04:30
Мэр Харькова сообщил о «прилете» по пятиэтажкеПолитика, 04:06