Apple останется без рабочих
Продукцию Apple в Китае скоро некому будет собирать. Молодые китайцы не желают тратить свое время и силы на монотонную сборочную деятельность, пожаловался основатель Foxconn, собирающей iPhone и iPad, Терри Гоу. Молодежь в Китае стала более расслабленной и предпочитает непыльную работу в сфере услуг.
«Молодежь не хочет трудиться на фабриках, они хотят работать в сфере услуг, Интернете или на какой-либо другой легкой и расслабленной работе. Многие сотрудники переходят в сферу услуг, а в производственном секторе общий спрос (на работников) сейчас больше предложения», ― заявил г-н Гоу в кулуарах саммита АТЭС на Бали.
Foxconn ― крупнейший частный работодатель в Китае, на сборочных производствах которого трудятся более 1 млн человек. Несмотря на то что с начала года в Китае было создано более 7 млн рабочих мест, занятость в производственном секторе в сентябре снижалась шестой месяц подряд, свидетельствуют данные HSBC.
«Рост индустриализации в Китае уже не такой быстрый, как раньше. Параллельно идет резкое накопление богатства китайского населения и рост среднего класса, особенно в промышленно развитых районах. Соответственно, появляется много возможностей для карьеры помимо промышленности», ― пояснил РБК daily Андрей Акопян, управляющий партнер инвестиционного бутика Caderus, специализирующегося на Китае. Молодые малоквалифицированные китайцы с большей охотой работают кассирами, охранниками или же на различных позициях в McDonald’s.
Контрактный производитель техники Apple ― не единственная китайская компания, столкнувшаяся с дефицитом сотрудников. Отчасти это связано с общим сокращением трудоспособного населения в стране. В прошлом году число китайцев в возрасте от 15 до 59 лет впервые снизилось на 3,5 млн, до 937 млн человек. Тенденция, вызванная политикой ограничения рождаемости на протяжении более чем трех десятилетий, продолжит набирать обороты. К 2020 году численность выходящей на рынок труда молодежи сократится на треть по сравнению с 2010 годом, прогнозирует пекинская GK Dragonomics.
«В 1990-е, если вы вешали на столбе объявление о найме, за работу боролись бы сотни людей. Десять лет назад в ответ на объявление пришло бы уже не так много желающих. Пять лет назад не пришел бы практически никто. Теперь же людей и вовсе надо искать заранее», ― рассказал Businessweek директор производителя керамики Concord Ceramics Кевин Чан. По его словам, те, кто родился в 1990-е, вообще не желают работать, не понимая толком, чего они хотят от жизни. Часто родители холят и лелеют свое единственное чадо, которому в итоге не приходится самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, добавил он.
«Многие из тех, кто родился в 1990-е, терпеть не могут монотонную (фабричную) работу, поэтому они предпочитают просто сидеть дома или выполняют очень простую работу вроде кассира, несмотря на то что оплачивается она хуже. Найти работников все труднее», ― согласен Джон Лю, владелец Harderson Internationsl, которая выпускает пузырьки для парфюмерии Ralph Lauren.
Foxconn в ответ на снижение интереса молодежи к рабочим специальностям активно повышает квалификацию имеющихся сотрудников и намерена также автоматизировать свои сборочные линии. Ранее компания обещала оснастить свои заводы 1 млн роботов к 2014 году, однако пока она не спешит приводить свои планы в исполнение. Андрей Акопян из Caderus не исключает, что контрактный производитель преувеличивает собственные проблемы. «Foxconn ― это очень сильный бренд в Китае, и привлечь сотрудников для него не составит труда», ― полагает он.