В российских регионах не хватает киноэкранов
Образно говоря, экраны - это отсутствующее логистическое плечо между кинопроудктом и зрителем. Его слабость ограничивает прибыль киношников. И, собственно, этим они объясняют низкое качество кинопродукта в целом и недостаток спецэффектов в частности.
На 100 тысяч человек в России приходится 1 кинозал. "Для сравнения: во Франции или Великобритании – 6-7 кинозалов, – делится в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" председатель совета директоров сети кинотеатров "Каро Фильм" Леонид Огородников. – Рынок проката освоен только на 15%! Сегодня в РФ всего 1,5 тысячи экранов в абсолютных цифрах (при необходимости в 6-7 тысяч)".
Неудивительно, что российский рынок проката считается одним из наиболее динамичных – его объем по прогнозам на 2007г. превысит отметку в 500 млн долларов. Прирост кинотеатров в среднем по Москве сохранялся в последние три года на уровне 25%, и только в 2007г. обозначился спад – 20%. Но как это ни странно, при увеличении кассовых сборов и постоянных жалобах на нехватку кинотеатров, посещаемость последних все падает и падает.
"Активных потребителей рынка – зрителей с 14 до 25 лет - становится все меньше", – печалится Л.Огородников. Следовательно, экстенсивное развитие киносетей остается едва ли не последним способом извлечения прибыли помимо повышения цены билетов. "Было бы здорово, если бы в этой ситуации проявилось участие государства, – считает эксперт. – Небольшие кинотеатры можно делать и за государственные деньги".
Действительно, 50% граждан РФ живут в городах с населением менее 100 тысяч человек, а на них приходится только 9% кинотеатров, большая часть которых сконцентрирована в крупных городах. Более того: 70% кинозалов располагается в европейской части России, где высока плотность населения. Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа серьезно обделены кинематографическими "радостями". Масштабность проблемы позволяет рассчитывать на участие государства – идея поддержки модульных кинотеатров была озвучена на последнем Инвестиционном форуме в Санкт-Петербурге, но, судя по всему, не получила отклика.
На сегодняшний день самый насыщенный кинозалами город – Казань (4 экрана на 100 тысяч человек), 2-ое место за Санкт-Петербургом (3,3 экрана на 100 тысяч человек), замыкает тройку Москва (3 экрана на 100 тысяч москвичей). Тем не менее, главной тенденцией рынка кинопроката в ближайшие годы будет освоение регионов – города-миллионники почти насыщены, еще год-два, и они выйдут на европейский уровень. А как уже говорилось выше, продуктивен только экстенсивный путь развития, грубо говоря, нет смысла множить мультиплексы в столицах.
"Тон в освоении регионов будут задавать столичные компании, хотя существуют и крупные региональные игроки, которые пытаются не пускать к себе федеральные сети, – прогнозирует Л.Огродников. – Но это вопрос времени". За столичными сетями большие финансовые ресурсы, но, прежде всего, они заинтересованы в городах с населением 500 тысяч человек. То есть города-стотысячники, где проживают 50% россиян остаются все же крайними в очереди "на кино".
Но и городам с населением в 500 тысяч рано радоваться. "Здесь меньше залов – всех фильмов не покажешь, – предупреждает Л.Огородников. – Так что "средних" фильмов не будет, только блок-бастеры и комедии". Отметим, в Москве сегодня есть возможность транслировать до 30 фильмов одновременно.
Остается добавить, что проекты развития киносетей резонируют с относительным возрождением российского кино – его доля сегодня приближается к 35%, а прокат наших фильмов не подлежит обложению НДС. Правда, зрители все равно предпочитают голливудскую продукцию, по крайней мере, голосуя за нее рублем: в первой десятке самых кассовых фильмов 2006г. из показанных в России вошли только "Дневной Дозор" и "Бумер-2".