Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Аукцион ненужных вещей

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Заказчики, с которыми по долгу службы общался гендиректор Электронной торговой площадки (ЭТП) Газпромбанка Андрей Черногоров, не раз просили его помочь с реализацией невостребованных остатков закупленных товаров. Это навело его на мысль организовать для таких целей специальный сервис. В качестве лотов на него будет выставляться и подержанная техника, которая не нужна компаниям после завершения проектов.

«По нашей статистике, около 5% всех закупленных товаров оказываются невостребованными из-за сдвига в структуре спроса, из-за неправильной оценки покупателем рыночной конъюнктуры и так далее», — рассказывает г-н Черногоров. Годовой объем закупок в России — около 20 трлн руб., излишки можно оценить в 1 трлн. По его словам, особенно много «ненужной» техники в будущем окажется в горнодобывающей отрасли: компании активно закупали оборудование, а сейчас многие проекты замораживаются.

«В России в принципе отсутствует институт передачи подержанного оборудования между регионами или от крупных компаний мелким. Как следствие, эта сфера стала высококоррупционной: завхоз на таких проектах может продавать дорогостоящую технику по цене металлолома», — отмечает г-н Черногоров. Из подержанных товаров только для автомобилей в России есть сложившийся рынок сбыта, кон­статирует он: «А для тракторов, станков, насосов его нет».

Помимо неудобств для самих компаний существующее положение представляет угрозу для бюджета. «Если с госзакупками все понятно — мы видим, кто, что и по какой цене закупает, то что потом он делает с этими товарами, остается тайной, — говорит руководитель аналитического центра проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» Никита Андреев. — Предположим, некая госкомпания купила 20 тракторов, а нужно ей только десять. «Лишние» десять она же продает сторонней организации за бесценок. По таким схемам бюджет теряет миллиарды».

У многих компаний на сайтах есть раздел «Нераспроданное имущество», информация в нем, как правило, хранится в одном файле, в котором не всегда легко разобраться.

В Интернете существуют доски объявлений о продаже оборудования, крупнейшая из них — сайт nelikvidi.com. Но единой площадки, где лоты продавались бы по справедливой стоимости через аукционы, в России до сих пор не существует.

К ее созданию в феврале и приступил Газпромбанк. Инвестиции были небольшими — «несколько десятков миллионов рублей», говорит г-н Черногоров. На осень планируется запуск проекта, уже сейчас ЭТП собрала портфель предзаказов из 300 тыс. лотов. «Предварительную заинтересованность» в новой площадке проявили все клиенты ЭТП (сейчас это 54 компании: «Газпром» с «дочками», ММК, «Объединенные машиностроительные заводы», «Уралмаш» и другие).

Начальная цена многих лотов еще не определена, отмечает глава ЭТП: «Бухгалтерская стоимость некоторых из них может равняться нулю, а рыночная — миллионам рублей. Но чтобы определить по­следнюю, нужна профессиональная оценка». Сами продавцы часто не хотят этим заниматься, поэтому Газпромбанк будет делать это за них: с несколькими компаниями уже есть договоренности об экспертизе в области недвижимости, автотранспорта и горнодобывающего оборудования. Расходы на экспертизу ЭТП будет включать в стоимость своих услуг.

Директор проекта nelikvidi.com Михаил Телицын узнал о будущей площадке от корреспондента РБК daily. Он не боится конкуренции, но допускает, что ЭТП невостребованного имущества лишит его части клиентов (сейчас на сайте почти 135 тыс. позиций неликвидных складских остатков от более 100 крупных и более 1 тыс. мелких компаний из всех регионов России).

Никита Андреев из проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок» считает проект Газпром­банка «очень востребованным». Но чтобы выгоду от площадки получал и бюджет, госкомпании надо обязать пользоваться подобными сервисами в законодательном порядке, добавляет он.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 21:32
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 21:32
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Зеленский анонсировал встречу с США и оценил шансы на мир Политика, 21:57
В аэропорту Краснодара ограничили полеты Политика, 21:48
Силовики провели рейд на вечеринке в честь 10-летия альманаха moloko plus Общество, 21:46
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Российская конькобежка Коржова отобралась на Олимпиаду Спорт, 21:36
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему Лукашенко освободил политиков, осужденных после выборов 2020 года Политика, 21:21
Мерц заявил о конце эпохи Pax Americana для Европы Политика, 21:12
Кремль ответил на данные о просьбах «видных россиян» к Путину об Урганте Политика, 21:02
Двое американских солдат и переводчик погибли в Сирии Политика, 20:45
Есть ли шанс успеть с мирным планом в этом году? Эфир Радио РБК
РАДИО
Политика, 20:40
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36