Лента новостей
Трамп предупредил Иран о встрече с превосходящими силами США Политика, 18:46 100-летняя история: от первой электробритвы до космических технологий РБК и Philips, 18:45 Российские рестораны попали в двадцатку World’s 50 Best Restaurants Стиль, 18:44 Обвиняемый во взяточничестве экс-глава охраны Лукашенко признал вину Общество, 18:39 СМИ узнали об интересе «Зенита» к футболисту сборной Колумбии Спорт, 18:33 Владимир Путин примет отставку Евкурова до конца недели Политика, 18:28 Матвиенко попросила министра не превращать Минвостокразвития в совнархоз Политика, 18:28 Михаил Ефремов назвал причину смерти Аллы Покровской Общество, 18:26 Адвокат рассказал о показаниях племянника из дела сестер Хачатурян Общество, 18:25 В Чечне произошел пожар на АЗС Общество, 18:22 На Украине анонсировали выпуск банкноты с лауреатом Сталинской премии Финансы, 18:20 Как будут регулировать майнинг криптовалют в Абхазии Крипто, 18:16 Совет Гефеста: что нужно знать, чтобы фотографии в темноте были четкими РБК Стиль и HUAWEI, 18:15 Экс-президент Армении Кочарян приехал в СИЗО после решения о его аресте Политика, 18:13
Общество ,  
0 
2. Псы "Войны"
Искусство акций и перформанса до сих пор остается чуждым для России. Тем не менее в последнее время оно вновь вышло из сумрака благодаря действиям скандально известной арт-группы "Война".

В прошлом году деятельность группы была официально признана искусством: за перформанс "Х...й в плену у ФСБ" им присудили государственную премию в области современного искусства "Инновация". Премиальные 400 тыс. руб. "Война" передала правозащитной организации "Агора" на помощь политзаключенным.

Военные действия

Акции "Войны" не проходят незамеченными. Они то целуют милиционеров, то штурмуют Белый дом, то поют про бесчестных ментов на судебных процессах. Наиболее громкими стали акции "Е…сь за наследника Медвежонка!" (оргия в одном из залов Государственного биологического музея им.К.А.Тимирязева, приуроченная к выборам президента в 2008г.), "Х… в плену у ФСБ" (на Литейном мосту активисты нарисовали фаллос, а когда мост развели, рисунок оказался напротив окон ФСБ) и "Дворцовый переворот" (в ходе акции участники "Войны" переворачивали милицейские машины на Дворцовой площади). После "переворота" два активиста были арестованы, но выпущены под залог, деньги внес британский уличный художник Бэнкси.

Как утверждает "Война", их задача - сделать так, чтобы "люди в нашей стране не боялись ментов". В группу входит более 60 активистов, среди которых - Олег Воротников (Вор), Леонид Николаев (Леня Е…нутый), Наталья Сокол (Коза), Петр Верзилов и его жена из группы Pussy Riot Надежда Толоконникова. Идеолог и автор большинства концепций - художник, литературовед Алексей Плуцер-Сарно.

Бомбить всегда, бомбить везде

Другая московская художественная группа, работающая в области концептуального искусства, - "Бомбилы". Популярность к ним пришла в 2007г. после акции "Автопробег несогласных": в день "Марша несогласных" по улицам столицы ездили "Жигули", на крыше которых пара занимались любовью. Акция, по идее организаторов, была посвящена борьбе с "кровавым режимом": единственная форма протеста, не вписывающаяся в политический спектакль, - демонстрация сексуальной свободы. Идеологию перформанса участник расшифровывал следующим образом: "Власть боится смеха, смех - главная угроза фундаменту любого государства, особенно тоталитарного".

Другая их акция была посвящена очищения "Россию от нечисти, окопавшейся в центре столицы": активисты нарисовали символический белый меловой круг на Садовом кольце.

Некоторое время назад "Бомбилы" перепрофилировались и стали снимать короткометражки про российскую провинцию. На их счету - более 70 фильмов. "Бомбилы" считают, что после распада СССР судьбы Москвы и России настолько разошлись, что для столичного жителя жизнь провинциала - это один сплошно перформанс.

Художник в собачьей шкуре

"Я хотел защитить людей от искусства, где все продается. Главное искусство - это человек, его глаза и чувства", - заявлял "отец" "Бомбил" и "Войны" Олег Кулик, получивший мировую популярность благодаря перформансам "Человек-собака".

Впервые О.Кулик перевоплотился в животное в 1994г. в Москве, через год голый художник-пес не пускал зрителей в галерею в Цюрихе, за что ему пришлось просидеть ночь в тюрьме. Войдя в образ, он покусал несколько человек, после чего ему снова пришлось разбираться с полицией.

Продолжением этой линии стал масштабный проект "Я кусаю Америку, Америка кусает меня", в рамках которого О.Кулик несколько недель прожил в будке, питаясь из миски. Художника на прогулку выводили на поводке, а чтобы зайти к нему, необходимо было надеть костюм для тренировки бойцовских псов. Такой необычный путь самовыражения О.Кулик объяснял тем, что искусство - это "комментарий жизни", а его перформансы - "попытка соединить жизнь и комментарий".

Некультурный анекдот

Никита Хрущев читает коллективное письмо советских диссидентов с протестом против разгона выставки в Манеже: "Возмущены… Протестуем… Требуем…" Затем Никита Сергеевич обхватывает голову и стонет: - Быдло… Боже мой, какое быдло! Это же был перформанс!