Дорогие машины не продаются
За июнь 2015 года в России было продано около 140 тыс. новых автомобилей, что на 29,7% меньше, чем в июне 2014 года, но уже больше, чем в мае 2015-го. Зато кризис дошел до премиального сегмента — продажи дорогих машин в июне падали быстрее рынка.
Замедление спада
Падение продаж новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) вновь несколько замедлилось, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Если в марте 2015 года авторынок сократился в годовом исчислении на 42,5%, в апреле — на 41,5%, а в мае — на 37,7%, то в июне падение замедлилось до 29,7%.
По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, чьи слова приводятся в пресс-релизе, несмотря на то что результаты выглядят все менее драматичными, «пока нет повода расслабляться».
«Дела могли бы обстоять еще хуже, если бы не два фактора государственной политики, которые поддерживают рынок. Первый — это понижение ключевой ставки Центробанка, и второй — это продолжающаяся правительственная поддержка покупателей новых автомобилей», — пояснил Шрайбер.
Всего в январе—июне 2015 года в России было продано около 782 тыс. автомобилей, в том числе в мае около 140 тыс. Для сравнения, за первую половину 2014 года продажи составили 1,229 млн автомобилей.
«Настрой участников рынка на оставшиеся шесть месяцев года остается сдержанным. Основываясь на мнении своих членов, АЕБ обновила прогноз на 2015 год до 1,55 млн пассажирских и легких коммерческих автомобилей, что эквивалентно 36-процентному снижению продаж по сравнению с 2014 годом, закончившимся с результатом 2,49 млн автомобилей», — отметил Шрайбер.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов называет прогноз АЕБ «несколько пессимистичным». «Потребители стали понемногу привыкать к новым ценам после шока в начале года. Если второе полугодие пройдет с той же динамикой, что и первое, то по году падение будет на уровне 25–30%», — считает он.
По словам президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова, в июне рынок традиционно оживает после майских праздников. Он отмечает, что спрос также подстегнуло очередное ослабление рубля. «Население страны в период экономической нестабильности, как правило, держит накопления в валюте. В июне из-за курсовой разницы валютные цены на машины были ниже в среднем на 7%, чем в предыдущем месяце. Наконец, июнь был крайним месяцем первого этапа государственной программы утилизации и trade-in, при этом не было никакой информации о ее продлении: люди опасались, что она может закончиться, поэтому решили больше не откладывать покупку нового автомобиля со скидкой по программе», — говорит он.
Премиум не продается
Премиальные бренды в июне продемонстрировали падение продаж, опережающее темпы снижения рынка в целом. Porsche, например, впервые за восемь месяцев ушел в минус — в июне в России было продано 479 автомобилей Porsche, на 8% меньше, чем за тот же месяц годом ранее. Семь из восьми предыдущих месяцев продажи марки непрерывно росли. Например, в феврале 2015 года рост продаж Porsche составил 119% (381 машина), а в ноябре и декабре прошлого года — 55 и 66% соответственно. В марте премиальный бренд даже обогнал по количеству продаж французских производителей автомобилей массового сегмента — Peugeot и Citroen. Но в июне Peugeot снова вышел вперед.
Динамика продаж Porsche начала замедляться с марта. Аналогичная ситуация была у Mercedes. После роста на 18% в феврале дальнейшие продажи немецкой марки непрерывно снижались, к июлю падение достигло 18%.
Падение продаж также усилилось и у Land Rover — также минус 54% в июне против 48% в мае. Другие бренды премиального сегмента — BMW, Audi, Lexus и Infiniti — немного улучшили статистику либо торговались на уровне предыдущего месяца.
Премиальный сегмент наращивал отрицательную динамику в июне на фоне небольшого оживления рынка новых автомобилей. В июне общее падение авторынка составило 29,7% (140,2 тыс. машин) против 37,6% в мае (125,8 тыс.) и 41,5% в апреле (132,5 тыс.). Рынку помогли государственные программы стимулирования спроса, снижение цен на автомобили и активные промоакции автопроизводителей, перечисляет аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. К тому же, добавил он, потребители понемногу стали привыкать к новым ценам после шока в начале года. Общее падение в премиальном сегменте в июне, по оценке «Автобизнесревю», составило 29% — столько же, на сколько сократился рынок в целом.
По оценке президента ГК «Фаворит Моторс» Владимира Попова, замедление продаж в премиальном сегменте происходит из-за смещения спроса в конце прошлого года — начале этого. «Все клиенты, обладающие свободными денежными ресурсами, которые рассматривали дорогой автомобиль как выгодную сделку на фоне девальвации рубля, уже совершили покупки», — поясняет Попов. Также считает Беспалов.
Похожая ситуация происходит на рынке недвижимости, отмечает руководитель департамента аналитики и консалтинга компании «БЕСТ-Новострой» Сергей Лобжанидзе. Если новое жилье эконом- и комфорт-класса летом продолжает торговаться примерно на уровне весны, то в бизнес-классе, «по ощущениям» Лобжанидзе, спрос замедлился на 10–15%.
«Новым драйвером роста в премиальном сегменте может стать либо появление новых моделей, либо дальнейшее ослабление рубля, при котором продление сроков эксплуатации подержанного автомобиля перестает быть выгодным», — уточнил глава «Фаворит Моторс».