С теми, кому за $60
Саудовская Аравия готова вести переговоры с такими странами, как Россия и Мексика, о координации нефтяных поставок. Без этого сотрудничества цена на нефть может остаться на уровне $60 за баррель, если на рынок вернется Иран.
Хватит качать
Саудовская Аравия, обеспокоенная сохраняющимся дисбалансом на рынке нефти, вновь подняла вопрос о координации добычи ОПЕК и крупнейших производителей вне картеля. «Королевство по‑прежнему готово помочь вернуть стабильность на рынок и улучшить цены в разумной и подходящей манере, но для этого необходимо участие основных добывающих и экспортирующих стран», — заявил во вторник министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуайми на встрече Саудовской экономической ассоциации. Трейдеры нефтяного рынка восприняли слова министра как сигнал готовности Эр-Рияда возобновить консультации с такими нефтедобывающими странами, как Россия и Мексика, по вопросу сокращения поставок, отмечает Reuters.
Для того чтобы восстановить баланс спроса и предложения и вернуть «стабильность цен», требуется помощь со стороны ведущих производителей вне ОПЕК, как это было в 1998–1999 годах, указал ан-Нуайми в своей речи. В марте 1999 года, после 60‑процентного падения цен на нефть, Мексика, Норвегия, Россия и Оман согласились поддержать инициативу ОПЕК о сокращении добычи. В ноябре 2014 года Саудовская Аравия предлагала России повторить этот опыт, но та отказалась. «Некоторые крупные нефтедобывающие страны, не входящие в ОПЕК, заявили, что не могут или не хотят участвовать в сокращении поставок», — напомнил во вторник ан-Нуайми. У картеля не оставалось другого выбора, как продолжать качать нефть прежними темпами, чтобы удержать долю на рынке, объяснил министр.
Прогноз зависит от Ирана
Цена международного нефтяного эталона Brent в последний месяц колеблется в диапазоне $54–59 за баррель и сейчас остается на 50% ниже прошлогоднего максимума в $115. Россия добывает нефть со скоростью, близкой к максимальной в постсоветской истории, США в этом году достигнут наибольшей добычи с 1972 года, и Саудовская Аравия добывает рекордные объемы. Но теперь к этому добавляется иранский фактор: мировые державы и Иран нацелены к середине 2015 года заключить окончательное соглашение по ядерной проблеме, что позволит Ирану освободиться от экономических санкций и к 2016 году вернуться на мировой рынок нефти.
В среду майские фьючерсы Brent подешевели на 1,5%, до $58,22 за баррель (по состоянию на 16:00 мск), после того как ан-Нуайми на той же конференции в Эр-Рияде сообщил, что в марте Саудовская Аравия повысила добычу до рекордного уровня — 10,3 млн барр. в сутки (предыдущий рекорд был достигнут в августе 2013 года — 10,2 млн). Кроме того, вчера управление энергетической информации США (EIA, независимое статистическое подразделение Министерства энергетики) предупредило, что в случае снятия с Ирана санкций может понизить свой базовый прогноз по средней цене Brent в 2016 году на $5–15 за баррель.
Сейчас EIA ожидает, что средняя цена Brent в 2015 году составит $59 за баррель и $75 за баррель в следующем, то есть прогноз на 2016 год может быть снижен очень существенно — до $60 за баррель.
Трудные переговоры
В ноябре 2014 года министры энергетики Саудовской Аравии, России, Венесуэлы и Мексики встречались перед заседанием ОПЕК в Вене, но не смогли договориться о скоординированных сокращениях добычи. По данным осведомленных источников, саудовский министр сказал российским делегатам, что, поскольку обе страны добывают примерно по 10 млн барр. в сутки, потенциальное сокращение с той и с другой стороны должно быть равным, писала газета Financial Times месяц назад. Россия отказалась.
Старший аналитик UBS Максим Мошков считает, что возможные переговоры стран ОПЕК с другими странами — производителями нефти не окажут существенного влияния на рынок. Колебания цен на нефть еще достаточно долго сохранятся на уровне $50–60 за баррель, пока рынок не увидит реального снижения инвестиций и заморозки ряда проектов, говорит он. «ОПЕК фактически самоликвидировалась в конце прошлого года, но рыночные механизмы оказались более действенными», — сказал РБК Мошков.
Повторение переговоров в ноябрьском формате возможно, но это ничего не даст, считает аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Нефтедобывающие страны скорее будут ждать замедления темпов роста в Северной Америке — основном источнике дополнительного роста в последние годы, чем искусственно влиять на добычу, говорит он. Назаров добавляет, что в России и Саудовской Аравии себестоимость добычи все-таки ниже.
О влиянии иранского фактора, по его мнению, говорить пока рано. Соглашение об отмене санкций будет достигнуто не раньше июля, а может, и позже. По его словам, санкции с Ирана снимут только после выполнения ряда шагов по ядерной программе. «Это возможно не ранее 2016 года, даже во второй половине, — считает Назаров. — Иранский фактор не повлияет на ближайшую конъюнктуру, а будет служить навесом, сдерживающим уровень роста цен на нефть уже в 2016 году».