Газ до востребования
Из-за кризиса правительство согласилось на предложение НОВАТЭКа приостановить выдачу лицензий на газовые месторождения Ямала и Гыдана. Лучших времен будут дожидаться участки с ресурсной базой почти 3 тлрн куб. м.
Получил отсрочку
Из планов лицензирования на «среднесрочную перспективу» исключены газовые и газоконденсатные месторождения, расположенные на полуостровах Ямал и Гыдан. Об этом говорится в письме замминистра природных ресурсов Светланы Радченко, отправленном в Минэнерго в середине января (копия есть у РБК). Из него также следует, что решение уже согласовано с правительством и президентом Владимиром Путиным. Общая ресурсная база замороженных участков составляет 2,9 трлн куб. м газа (категории С3+D). Лицензии на эти участки решено оставить в нераспределенном фонде недр в качестве перспективной ресурсной базы для подконтрольного НОВАТЭКу проекта «Ямал СПГ».
Решение потребует корректировки Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2035 года, говорится в письме Радченко. Представитель Минэнерго подтвердил его получение и планы по заморозке участков на Ямальском и Гыданском полуостровах, но не уточнил, о каком сроке идет речь.
С просьбой не продавать лицензии на новые месторождения в регионе к министру природных ресурсов Сергею Донскому еще в мае 2014 года обратился предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон (копия его письма есть у РБК). Он объяснял, что новые участки понадобятся в будущем для увеличения производства сжиженного природного газа (СПГ). Всего на базе нераспределенных месторождений центральной и юго-восточной частей Ямала и западной части Гыдана можно будет построить четыре-пять заводов по сжижению природного газа суммарной мощностью 95 млн т в год, а запасы Карского шельфа (около 8 трлн куб. м) можно будет использовать для строительства плавучих заводов СПГ в Арктике, писал Михельсон.
Распределять эти недра сейчас нецелесообразно из-за низких цен на сырье и в целом неблагоприятной экономической конъюнктуры, говорит источник в НОВАТЭКе. По его словам, компания не готова сейчас выкупать и разрабатывать участки с таким объемом перспективных ресурсов — слишком велики вложения в геологоразведку. Размер необходимых инвестиций он не раскрыл, но отметил, что в кризис расходы на такие проекты оптимизируются в первую очередь.
Дело может быть не только в кризисе — летом 2014 года, после присоединения Крыма к России, НОВАТЭК попал в санкционные списки США. Компании, в частности, запрещено привлекать финансирование в долларах сроком более чем на 90 дней у американских контрагентов.
В 2014 году Михельсон предлагал не разыгрывать лицензии на Гыданское, Солетско-Ханавейское, Западно-Сеяхинское, Верхнетиутейское и Штормовое месторождения с разведанными запасами 589 млрд куб. м газа, а также Бухаринский, Восточно-Явайский, Мамонтовский, Северо-Гыданский и Ярачойтский участки с прогнозными ресурсами на 2,9 трлн куб. м. Обе группы месторождений решено оставить в нераспределенном фонде до изменения экономической конъюнктуры, сообщил РБК источник в Роснедрах. Поручение правительства, на которое ссылается замминистра природных ресурсов Светлана Радченко, датировано 26 февраля 2015 года. А официальный представитель Минприроды сообщил РБК, что газовых месторождений на Ямале и Гыдане нет в списке запланированных для продажи на конкурсах или аукционах в 2016 году.
Исключить конкурентов
В кризис нефтегазовые компании стали активно добиваться переносов прописанных в лицензиях сроков разработки месторождений, а спрос на новые участки сильно упал. В декабре 2015 года министр природных ресурсов Сергей Донской говорил, что в прошлом году были скорректированы сроки по 580 месторождениям на разведку и добычу нефти и газа. А по итогам 2015 года состоялось только 44% объявленных аукционов по продаже новых лицензий.
Перенос сроков — хорошее решение, говорит источник в НОВАТЭКе: сейчас нельзя судить о будущем спросе на СПГ. Разработка ресурсов на Ямале и Гыдане станет перспективной в случае роста цен на нефть, а пока компания не хотела бы конкуренции за новые участки в регионе, объясняет он.
Потенциально конкуренцию НОВАТЭКу могли бы создать «Газпром» или «Роснефть», считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но сейчас они вряд ли заинтересованы в распродаже новых участков — у «Газпрома» профицит газа на Ямале, а «Роснефть» планирует построить СПГ-завод на Сахалине, и в условиях санкций госкомпания вряд ли сейчас затеет второй крупный проект, объясняет он.
«Роснефть» заинтересована в месторождениях на Гыдане, говорит источник в компании. Но сейчас самое разумное — оставить эти лицензии в нераспределенном фонде, считает он. Источник в «Газпроме» подтвердил, что у компании хватает газа на Ямале. Представители обеих госкомпаний на запрос РБК не ответили.
В доразведку газовых ресурсов на Ямале и Гыдане пришлось бы вложить миллиарды долларов, как минимум по $10 млн за бурение каждой поисковой скважины без учета закупки и ввоза оборудования на полуострова, оценивает декан геологического факультета РГУ нефти и газа им. Губкина Александр Лобусев. Вложения в доразведку ресурсов существенно превысят цену лицензий, соглашается аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Обустройство Южно-Тамбейского месторождения с подтвержденными ресурсами потребовало вложений в размере более $10 млрд, напоминает он (контрольный пакет в проекте «Ямал СПГ» обошелся НОВАТЭКу в $650 млн).
Представитель НОВАТЭКа не ответил на запрос РБК.