Бизнес за чашкой кофе
Предприниматели и фрилансеры все чаще превращают в свой офис местные кофейни. Теперь кофешопам даже дают новомодное название «кофисы». Тренд стал очень популярен — в развитых странах, а в Австралии местная предпринимательница даже запустила в кафе собственную радиостанцию. Однако нашествию начинающих бизнесменов рады далеко не все владельцы кофеен.
Бизнесвумен Анжела Витулкас владеет VIVO Cafe в австралийском Сиднее. Оно не раз завоевывало престижные отраслевые награды. Именно здесь в этом году была запущена Eagle Waves Radio, первая в мире радиостанция, вещающая прямо из кафе. Несмотря на то что выбор места может вызывать недоумение, г-жа Витулкас уверена в успехе. Радио рассчитано на владельцев малого бизнеса и стартапов. По данным радиостанции, около 15% небольших предприятий предпочитают работать в кафе и ресторанах.
Сама г-жа Витулкас отмечает, что 85% посетителей ее кафе приходят туда, чтобы заняться работой. «Финансовый кризис в Сиднее изменил стиль работы. Многие банально потеряли постоянную работу и начали собственный небольшой бизнес. Они не хотят тратить на аренду офиса, да и какой в этом смысл? Они встречаются с клиентами в кафе, и сейчас это неформальный, но креативный формат проведения встреч»,— пояснила она.
Существование тенденции подтверждают и сами предприниматели. «Для моего бизнеса необходимо иметь постоянный доступ в Интернет с компьютера, чтобы отправить электронную почту или сделать звонок. Работа из кофеен дает мне свободу действий», — сказал CNBC неназванный совладелец рекрутинговой фирмы. По его словам, ему приходится много времени проводить в разных странах — Японии, Сингапуре, Гонконге, а сейчас для ведения бизнеса необходимо отвечать быстро и не отпускать момент. «Для этих целей можно и использовать смартфон, но все же удобней работать на ноутбуке из кофешопа», — добавляет он.
Кроме экономии на арендной плате ведение дел из кафе стимулирует у бизнесменов креативные идеи. К такому выводу в прошлом году пришли ученые из Университета Иллинойса в США. Как выяснилось, умеренный шум (около 70 дБ) помогает лучшей концентрации и генерированию новых идей, в то время как тишина или слишком высокий звук наоборот, мешают этому. Благодаря исследованию даже появился стартап Coffitivity. Если открыть одноименное приложение или сайт, то можно запустить аудиозапись, повторяющую фон в кофешопах. Сайт был запущен 4 марта и за первый день работы собрал около 120 просмотров. «Я думаю, наши мамы просмотрели его сотню раз», — заявлял тогда один из создателей Эйс Коллвуд. С тех пор аудитория сайта значительно выросла. Больше всего пользователей Coffitivity — в Сеуле, следом идут Нью-Йорк, Лондон, Лос-Анджелес и Чикаго.
Некоторые российские сети также создают необходимую для работы фрилансеров и стартаперов обстановку в своих заведениях. «Бесплатный Wi-Fi с хорошей скоростью — одно из главный условий, когда мы открываем кофейни по франшизе», — пояснила РБК daily руководитель отдела франчайзинга Traveler’s Coffee Галина Белоусова.
Тем не менее владельцы многих кофеен на Западе недовольны наметившейся тенденцией. «Ситуация достигла точки кипения, когда мы заметили, что клиенты смотрят на полной громкости видео с YouTube. У нас небольшое заведение всего с 16 местами, и мы предпочитаем, чтобы клиенты социально взаимодействовали», — рассказывал ранее The Denver Post Джейсон Берджет, владелец кафе Wooden Spoon в американском Денвере. Бороться с проблемой он стал решительными мерами, отключив в прошлом году Wi-Fi и запретив использование ноутбуков и планшетов. Ограничения стали вводить и крупные сети. Так, в кафе-пекарне Panera Bread (свыше 1,7 тыс. заведений в США) ввели временные ограничения на использование Интернета в определенные часы.