Здоровые зубы в РФ стоят 280 млн долларов в год
Фактически 280 млн долларов граждане РФ ежегодно платят за то, чтобы зубы не болели. Столько же тратят москвичи и гости столицы на посещение концертов: годовой объем концертного рынка Москвы - 250-300 млн долларов. Столько же составляет годовой объем торговли контрафактным российским вооружением...
Но несмотря на то, что стоматология, как и пластиковая хирургия, в силу своей дороговизны всегда на острие прогресса, доля сетевых клиник на этом рынке сегодня еще незначительна. В Москве, например, сетевыми являются всего лишь 24% из 920 негосударственных стоматологий. Зато около 30% рынка приходится на кабинеты с одним креслом и одним врачом. Остальная часть рынка – самостоятельные лечебницы с ежемесячным оборотом в 20-30 тысяч долларов (в среднем).
"То, что 30% рынка приходится на одиночные кабинеты, – вполне нормально, – заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" главный врач стоматологического центра Agamicenter Борис Агами. – Во всех странах мира так. Эти врачи-одиночки, не имея всей аппаратуры и не способные предоставить полный комплекс лечения, отправляют сложных больных к нам – в крупные стоматологические центры".
К слову, крупные стоматологические центры, оснащенные по последнему слову техники, принимают "сложных" больных не только от коллег-одиночек, но и со всей страны. Так как расположены они главным образом в Москве. Более того, если говорить о последнем слове техники, слово это – стоматологический томограф. Этим прибором, позволяющим до микронов спланировать размеры имплантата (и обойтись без операционного лечения), в Москве располагают только единичные центры. Такие клиники сотрудничают с отелями и даже готовы предоставить своим клиентам апартаменты.
Соответствуют последнему слову техники и цены на стоматологические услуги. "Обсуждение финансовой стороны лечения – существенная проблема, – сетует главный консультирующий врач одной из стоматологических клиник Москвы Дмитрий Евнин. – Сначала оговариваются одни позиции, а в результате получаются совсем другие".
"Мы обречены на высокие цены в Москве, – объясняет Б.Агами. – Большинство стоматологических клиник арендуют здания и платят за аренду огромные деньги. Априори они должны назначить высокие цены. И дорогое оборудование стоит денег – его зачастую берут в лизинг. Заколдованный круг!".
Но притом, что цены во всех клиниках одинаково высоки, качество серьезно разнится. Принципиальный вопрос не цена, а профессионализм лечащего врача. Нередко чудо-врачи становятся семейными: получая рекламу по сарафанному радио, такие специалисты ценятся на вес золота, потому что обеспечивают стабильный поток клиентов и репутацию.
С другой стороны, стабильный поток клиентов связан и со спецификой бизнеса: в целях профилактики рекомендуется 2 раза в год посещать стоматолога, но и без рекомендаций проблема зубной боли, так или иначе, возникает ежегодно почти перед каждым. И люди бегут, грубо говоря, в ближайшую клинику.
Любопытно, что высокие цены на стоматологические услуги в европейских столицах приводят даже к "медицинскому туризму". Граждане Швеции предпочитают лечить зубы в Эстонии и Польше, сообщает шведская газета Svenska Dagbladet. Британцы, швейцарцы и немцы лечат зубы в Венгрии и т.д. Москвичи летают лечить зубы в Новосибирск или в Кемерово. Даже с учетом перелета цены в региональных столицах за Уралом оказываются дешевле, чем в Москве (если речь идет о масштабном лечении, а не о простой пломбе).
Тем не менее, Москва "держит" высокие цены даже при низкой загруженности стоматологических клиник (средняя загруженность – 45%)! Бизнес оказывается рентабельным притом, что работы немного.
Остается добавить, что эксперты связывают будущее рынка частной стоматологии с развитием сетевых клиник, прогнозируя рост профилактических и косметических услуг – люди все более щепетильно относятся к своим зубам. Можно отметить и усиление конкуренции на рынке стоматологии в связи с сокращением населения России: все более агрессивной становится реклама стоматологических услуг.