Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

«Ты обязан постоянно кормить рыбу»

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

Новый гендиректор одной из крупнейших компаний рыбного рынка «Русская аквакультура» (прежнее название — «Русское море») Илья Соснов рассказал РБК о работе после введения эмбарго и причинах многомиллионных убытков.

Одна из крупнейших в сегменте дистрибуции и выращивания рыбы российских компаний ПАО «Русская аквакультура» (до февраля 2015 года — ГК «Русское море») Глеба Франка и Максима Воробьева с прошлого года терпит убытки на сотни миллионов рублей. Прошлогодние потери в компании связывают с обесцениванием рубля, потери этого года — с распространением лососевой вши — инфекции среди выращиваемой рыбы.

В июле этого года пост гендиректора «Русской аквакультуры» досрочно покинул Дмитрий Дангауэр. Он возглавил «дочку» «Русской аквакультуры» — дистрибуционную Русскую рыбную компанию. Гендиректором «Русской аквакультуры» стал ее бывший финансовый директор Илья Соснов. В первом интервью в новой должности он рассказал о своей стратегии.

«В прошлом году был первый урожай»

— Сейчас у «Русской аквакультуры» два основных направления: дистрибуция и производство. Какое из них является приоритетным?

— Оба приоритетные. С точки зрения P&L [отчета о прибылях и убытках], безусловно, дистрибуция приоритетна, она делает 90% от оборота. С точки зрения баланса аквакультура — это бизнес, который требует постоянных инвестиций. Ты обязан постоянно кормить рыбу, а значит, постоянно обновлять основные средства и вкладывать в развитие.

— Сколько средств вы собираетесь инвестировать в аквакультуру в этом году?

— Мы инвестировали в аквакультуру около 700 млн руб. в первом полугодии.

— Есть у вас представление, когда отобьются инвестиции в аквакультуру?

— Аквакультура требует длинных инвестиций, потому что рыба в садках растет два-три года. Многих инвесторов отпугивает именно долгий процесс выращивания. Но у нас перед глазами есть яркие примеры успешного бизнеса в аквакультуре: например, рыночная стоимость компании Bakkafrost с Фарерских островов [занимается выращиванием лосося с 1980-х годов] сегодня — более чем $1,2 млрд, ее капитализация увеличилась в восемь раз за последние пять лет.

— Аквакультурный бизнес в России сильно отличается от зарубежного?

— Промышленная аквакультура в красной рыбе — это относительно новое явление для России. Норвегия проходила путь по созданию этого глобального бизнеса в течение 40 лет, мы же проходим его в ускоренном режиме. В 2014 году производство аквакультуры в России составило всего 159,8 тыс. т, тогда как добыча дикой рыбы в наших территориальных водах составила 4,3 млн т. То есть доля искусственно выращенной рыбы составляет всего 3,5–4%. Это очень низкий показатель — маленькая Норвегия с 5 млн населения выращивает более 1,2 млн т красной рыбы в год.

— Вы сейчас выращиваете только семгу и форель?

— Да, мы выращиваем радужную форель и атлантического лосося (семгу). Другие виды пока выращивать не планируем. Кроме того, нам не известно ни одного успешного примера выращивания в России большого объема других видов красной рыбы. Есть Китай, который выращивает миллионы тонн карпа, тилапии, пангасиуса, но это совершенно другие климатические условия. На северо-западе России аквакультура в промышленных масштабах распространена только в виде семги и форели [ее выращивают «Русская аквакультура», «Русский лосось» и другие компании].

— Насколько успешно у вас получается выращивать эти виды?

— В прошлом году мы реализовали на нашем рынке достигшую товарного веса семгу, и это был первый «урожай» с момента запуска проекта в 2011 году.

— Какой у вас в этом году прогноз по вылову?

— Мы не мерим годами. Объясню почему: процедура съема [рыбы из садков] не привязана к календарному году. Хотя финансовым аналитикам очень бы хотелось, чтобы съем был к нему привязан. Съем идет с сентября-октября и может продолжаться до января-февраля. Сейчас мы прогнозируем выловить к концу съема от 2 тыс. до 2,5 тыс. т семги и порядка 900 т форели [в 2014–2015 годах компания во время съема выловила 6,4 тыс. т семги и форели].

«Рынок проседает, потому что рыба — более дорогой протеин»

— Можете сказать, как за последний год менялись объемы дистрибуции?

— Объемы упали вслед за рынком. У дистрибуции они упали довольно сильно, потому что Русская рыбная компания [трейдинговая «дочка» «Русской аквакультуры»] традиционно фокусировалась на импорте из западных стран, соответственно, падение превысило 30%. Это нормально, потому что из-за введения санкций закрылись традиционные рынки.

— После вашего назначения были предположения, что Дмитрий Дангауэр ушел на должность гендиректора «дочки» «Русской аквакультуры» — Русской рыбной компании из-за проблем с ее ростом. Рост выручки в дистрибуции замедлился с 41,1% по итогам 2013 года до 6,3% в 2014 году. Какая ситуация в этом сегменте сейчас?

— В дистрибуции у нас отличный результат. Вы это можете увидеть в отчетности за первое полугодие 2015 года. Конечно, у нас не очень хорошие тренды в макроэкономике, и в стране идет изменение структуры потребления протеинов и их сокращение. По последней информации, которая у меня есть, потребление рыбы на душу населения за первое полугодие 2015 года снизилось на 19% [по отношению к аналогичному периоду 2014 года]. Рынок проседает, потому что рыба — более дорогой протеин, чем другие продукты с его содержанием, в первую очередь курица. А насколько я знаю, люди не стали больше в рублях получать.

— С какими поставщиками сейчас работает Русская рыбная компания?

— Раньше они работали в первую очередь с Норвегией и Исландией. Сейчас это в основном Азия и Латинская Америка. Но сейчас мы активно сотрудничаем и с Фарерскими островами [входят в состав Дании, но не попадают под российское эмбарго].

— Есть какие-то сложности с доставкой рыбы из дальних стран?

— Логистика отлажена очень хорошо, это одно из ключевых конкурентных преимуществ Русской рыбной компании. Сегодня это единственная компания, которая продает рыбу сотнями тысяч тонн и имеет сеть в 18 филиалов по стране. Единственное, когда мы резко переориентировались на Фарерские острова, логистика увеличилась примерно на два дня.

— У вас собственная логистика?

— Нет, логистика полностью не своя, компания не обладает ни флотом грузовиков, ни рефсекциями [рефрижераторными вагонами], ничем. Мы работаем через партнеров.

— Как выросли цены на рыбу, если сравнивать за прошедший год?

— Рыба всегда была относительно дорогой. У производителя рыбы всегда есть выбор — уйти на экспорт или поставлять ее на внутренний рынок, поэтому рублевая цена на рыбу в некоторой степени следует за долларовой. И при девальвации, естественно, рублевые цены подскочили наверх. На сколько — я сейчас не владею статистикой. Думаю, что цена на рыбу в рублях выросла примерно на 30–40%.

«Мы не имеем права расстраиваться и тихо плакать в углу»

— Вы говорили, что на дистрибуцию приходится около 90% выручки группы. Как, по вашему мнению, будет меняться соотношение выручки по дистрибуции и аквакультуре в дальнейшем?

— Очень хочется, чтобы оно таким же оставалось — чтобы росла и аквакультура, и дистрибуция, но соотношение при этом держалось. Если же говорить серьезно, то аквакультура — рентабельный бизнес, его оборот сам по себе не очень большой, но прибыль достаточно высокая. А дистрибуция, наоборот, бизнес малорентабельный, но с высоким оборотом. Чем больше обороты, тем выше доходность на инвестированный капитал. Поэтому само по себе это процентное соотношение ни о чем не говорит, это разные бизнесы, и сравнивать их по обороту не вполне правильно. Я думаю, что при успешной реализации планов развития доля аквакультуры в общем обороте дойдет до 25%. В таком случае величина прибыли от аквакультуры может обогнать дистрибуцию. Это  нормально, потому что и денег в ее развитие вложено больше.

— «Русская аквакультура» продемонстрировала чистый убыток более 400 млн руб. в прошлом году и более 300 млн руб. в первом полугодии текущего года. В чем, на ваш взгляд, главные причины?

— Вошь, рост процентных ставок, удорожание валютных кормов, потери. И, конечно, это не добавляет оптимизма никому — ни акционерам, ни банкам. Менеджмент тоже не имеет поводов для радости, но мы не имеем права расстраиваться и тихо плакать в углу. Мы смотрим на все это как на трудности, которые мы обязаны преодолеть. Если бы в свое время норвежские или чилийские производители остановились и бросили построение этого бизнеса, они бы не добились таких результатов, как сейчас. А это мировые лидеры.

— Вы говорите о нападении лососевой вши на вашу рыбу весной этого года?

— Лососевая вошь — это огромная проблема для всей аквакультуры. В этом нет ничего нового. Например, как я читал в СМИ, в Норвегии за первое полугодие 2015 года убытки от лососевых вшей составили $400 млн. Это огромные цифры. В России есть определенное преимущество, как обычно, оно связано с холодом и морозом — из-за них распространение вши происходит не так быстро, как у норвежцев.

Наша задача — минимизировать потери рыбы, потому что в принципе она растет сама, нужно только подсыпать ей корм. А растет рыба сумасшедшими темпами — 1% веса в день прибавляет. С другой стороны, все в жизни сбалансировано. У рыбы есть возможность быстро расти, но ее иммунная система, защитные механизмы довольно слабые, и если с ней что-то случается — вошь, бактерии, вирусы, то она вся быстро гибнет.

— По итогам этого года ожидаете чистый убыток?

— Я думаю, что будет убыток.

— Я правильно понимаю, что на Дальнем Востоке у «Русской аквакультуры» нет собственного производства?

— На Дальнем Востоке мы ничего не выращиваем. Но у Русской рыбной компании там есть трейдинговый бизнес. То, что называется аквакультурой на Дальнем Востоке, и то, чем мы занимаемся, — это немножко разные бизнесы, потому что они выпускают в открытое море малька и потом ловят их из открытой акватории. А мы выращиваем рыбу в садке [в отдельно огороженной части водоема]. На Дальнем Востоке же выращивания садковой аквакультуры в принципе нет. Мы не исключаем для себя возможность выхода на Дальний Восток, но наш основной фокус — это семга и форель на северо-западе.

— В прошлом году зять Геннадия Тимченко Глеб Франк стал крупнейшим акционером «Русской аквакультуры» после продажи ему доли Геннадия Тимченко. С чем был связан уход Тимченко из компании?

— Вопрос к Геннадию Николаевичу [Тимченко] и Глебу Сергеевичу [Франку].

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 13:22
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 13:22
Посол США при НАТО назвал «очень низким» риск нападения России Политика, 14:00
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
Макгрегор заявил о желании провести чемпионский бой в UFC с Махачевым Спорт, 13:55
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
На восстановление и помощь Курской области за 2 года выделили ₽220 млрд Политика, 13:37
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37
Клуб КХЛ уволил тренера после шести поражений в семи последних матчах Спорт, 13:34
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Посол США заявил, что Россия выстраивает политику «на 100 лет вперед» Политика, 13:28
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 13:21
Тухель раскритиковал церемонию жеребьевки ЧМ-2026 Спорт, 13:21
«Проза, тонкая, смешная, умная»: Водолазкин назвал любимую книгу
РАДИО
Общество, 13:15
Разрыв в $100 млрд. Почему бюджет США недополучил денег от тарифов ТрампаПодписка на РБК, 13:13
Как Китай перепридумал свою экономику РБК и ВТБ, 13:07
Звонарева в 41 год вышла в финал крупного турнира ITF Спорт, 12:59