РЖД сделает плацкартные билеты дороже в полтора раза
Такую оценку высказал вице-президент ОАО "Российские железные дороги" Михаил Акулов в ходе слушаний в Общественной палате по проекту федерального бюджета на 2013-2015гг. По его словам, это может произойти в результате перехода на новые правила предоставления субсидий РЖД на пассажирские перевозки.
"Если взята за основу формула, примененная в авиаперевозках, когда для пассажиров категории до 23 лет и после 60 лет предоставлена скидка от действующего тарифа, то в случае с железнодорожным транспортом это приведет к обратному эффекту. Сыграв в авиации на снижение тарифа, мы, применив это в железнодорожных перевозках, почти 70% потребителей перевозок в регулируемом сегменте нагрузим дополнительной тарифной нагрузкой почти на 60%", - сказал М.Акулов.
Он напомнил, что проект бюджета на 2013-2015гг. предусматривает сокращение субсидий РЖД на пассажирские перевозки, хотя, по его словам, и ранее РЖД получало недостаточный объем субсидий для возмещения убытков от регулируемых государством тарифов.
В свою очередь министр финансов РФ Антон Силуанов отметил, что РЖД необходимо повышать эффективность своих расходов. "РЖД иногда самостоятельно устанавливает льготные тарифы и не обращается к федеральному центру за субсидиями", - отметил он.
Вместе с тем, по словам М.Акулова, такие льготы РЖД самостоятельно устанавливает в нерегулируемом прибыльном сегменте. "Там мы работаем прибыльно, у нас там нет проблем", - добавил вице-президент РЖД.
Ранее в октябре с.г. сообщалось, что Министерство финансов РФ предлагает субсидировать плацкартные железнодорожные перевозки с 2013г. только для молодежи в возрасте до 23 лет и пенсионеров.
"Все-таки было бы правильнее, когда мы говорим о перевозках пассажиров в плацкарте дальнего следования, исходить из принципа нуждаемости. Предлагаем предусмотреть такой же принцип, как и при авиаперевозках, когда за счет государства субсидируются перевозки только тех категорий граждан, которые либо учатся и не работают, либо находятся на пенсии, то есть до 23 и свыше 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин", - сказал А.Силуанов, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации. Трудоспособное население само может оплатить стоимость билетов в полном объеме, уверен он.
Сейчас тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах устанавливаются государством, как правило, ниже экономически обоснованного уровня. Например, при средней себестоимости проезда 1 тыс. 200 руб. пассажир платит 800 руб. На компенсацию выпадающих доходов от перевозок пассажиров в госрегулируемом секторе в 2011г. выделялись субсидии в размере 29 млрд руб. В проекте федерального бюджета на 2013-2015гг. на эти цели предусматривается лишь 15 млрд руб. в год.
Перевозки в поездах дальнего следования осуществляет Федеральная пассажирская компания (ФПК, дочернее предприятие ОАО "РЖД"), которой и выделяются соответствующие госсубсидии. В сентябре 2012г. генеральный директор ФПК Вадим Мишанин заявил, что в случае существенного снижения субсидирования ФПК вынуждена будет отменить 235 поездов (всего ежесуточно курсируют 700 поездов), на 50% сократить количество плацкартных вагонов, закрыть 19 депо и сократить 15 тыс. сотрудников (каждый пятый работник).