Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

«Госбанки дозакредитовали население»

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК

О выживании розничного банка в кризис, виновных в закредитованности населения и желании санировать другие кредитные организации РБК рассказал предправления «Хоум Кредита» Юрий Андресов.

«Конечно, ощущаем сжатие спроса»

​— Вы возглавили банк полгода назад, в довольно трудный для него период: убыток «Хоум Кредита» в России в 2014 году составил 4,5 млрд руб. против прибыли в 11,1 млрд руб. по итогам 2013-го. Вы сразу согласились занять должность предправления?

— На самом деле не размышлял. Я ведь не «внешний» человек, работаю в банке с 2003 года и достаточно хорошо его знаю, понимаю, куда мы идем.

— Даже сейчас, в кризис?

— У меня опыт успешного прохождения двух кризисов — 1998 и 2008 годов.

— Но нынешний кризис отличается от предыдущих: он «вялотекущий», обещает быть затяжным.

— Совершенно верно. Но ситуация в целом похожа: упали доходы населения, изменилась структура трат, рынок существенно сузился, снизились объемы кредитования. Следовательно, базовые методы работы, независимо от длины кризиса, те же: сокращение расходов, ужесточение требований к заемщикам. Например, мы сократили число отделений и легких офисов, в которых выдавали кредиты наличными. Что касается закредитованности населения, то в этом большую роль сыграли госбанки. Коммерческие банки уже вовсю «закручивали гайки», а госбанки продолжали активно кредитовать, и именно они «дозакредитовали» население.

— «Хоум Кредит» одним из первых в рознице перестал выдавать кредиты высокорисковым заемщикам. По какой причине?

— Еще в начале 2013 года мы заметили первые признаки закредитованности. Даже те клиенты, которые раньше исправно платили по кредитам, начали допускать просрочки. Мы понимали, что это может привести к лавинообразному росту неплатежей. Поэтому мы приняли срочные меры. Резко повысили требования к заемщикам, усилили взаимодействие со всеми кредитными бюро, ограничили частоту получения кредитов.

— А где вы с «ужесточенными» требованиями возьмете новых заемщиков, чтобы наращивать кредитный портфель? Ведь рынок перенасыщен. Аналитики Райффайзенбанка считают, что у половины экономически активного населения уже есть потребкредиты, а остальные, скорее всего, не желают жить в долг, особенно в текущей экономической ситуации.

— В феврале этого года мы проводили опрос среди наших активных заемщиков, которые ни разу за все время сотрудничества с банком не допустили просроченного платежа. По его итогам выяснилось, что четверть этих людей, а в отдельных регионах и треть, собираются взять новый кредит. На первом месте по востребованности — нецелевые кредиты наличными, на втором — POS-кредиты, то есть займы на покупку товаров, на третьем — автокредиты, на четвертом — ипотека, на пятом — кредитные карты.

Поэтому мы, конечно, ощущаем сжатие спроса, но говорить о том, что он полностью исчез, я бы не стал. Кроме того, мы видим, что поток новых клиентов, приходящих к нам через канал POS, не иссякает. Заемщиков хватает. В нашей базе — около 30 млн человек. Мы предлагаем им кредиты наличными в рамках кросс-продаж. Но опять же жестко их проверяем: предложения делаем только клиентам, у которых не было просрочек.

— На сколько сократился ваш кредитный портфель за последний год?

— На 17%.

— Какова сейчас его структура?

— Кредиты наличными — 59,2%, POS-кредиты — 23,3%, кредитные карты — 15,5%, ипотека — 2% [ипотечные кредиты «Хоум Кредит» выдавал с 2006 по 2008 год].

«Убытки уже должны сократиться»

— В первом квартале «Хоум Кредит» получил рекордный убыток в России по МСФО — 5,6 млрд руб. Как вы намерены выправлять ситуацию?

— К проблеме закредитованности добавился макроэкономический негатив. Обратная корреляция между благосостоянием населения и долей просрочки очень высокая. Реальные зарплаты за год упали на 13%. Неудивительно, что просрочка остается высокой. Мы традиционно консервативно подходим к резервированию (коэффициент резервирования в первом квартале 2015 года составил 109%), и это оказывает ощутимое давление на финансовый результат. Также на снижение прибыльности повлияло дорогое фондирование, которое мы привлекали в декабре-январе из-за резкого повышения в конце 2014-го ключевой ставки ЦБ (на 6,5 п.п., до 17%).

Мы всегда предпочитаем сохранять высокую капитализацию и «подушку» ликвидности, это дает банку стабильность в непростые времена. Сейчас ключевая ставка ЦБ снизилась до 11,5%. Негативное влияние «дорогой пассивной базы» по большей части исчерпано к концу первого полугодия текущего года. В третьем квартале убытки уже должны сократиться.

— Вы ожидали, что такие убытки будут?

— В 2013 году у нас был более оптимистичный взгляд на происходящее в секторе. В прошлом году стало понятно, что на фоне макроэкономического негатива нас всех ждет непростой период. Пик просрочки в банковской отрасли до сих пор еще не пройден. Но ситуация на валютном рынке стабилизировалась, ЦБ последовательно снижает ключевую ставку. Все это внушает определенный оптимизм.

— Что вы стали предпринимать, чтобы предотвратить убытки?

— Мы разработали комплекс мер по оптимизации бизнеса, что позволило существенно снизить издержки. До конца лета текущего года оптимизация будет закончена. Мы ведем последовательную борьбу с просрочкой. Нам удалось стабилизировать ситуацию с просроченной задолженностью даже на падающем портфеле. NPL (просрочка от трех месяцев) по итогам первого квартала 2015 года составил 15,1%, по итогам 2014 года — 15,6%, по итогам третьего квартала 2014 года — 16,8%. Но этот показатель может колебаться в зависимости от макроэкономических условий. Качество портфеля мы сейчас ставим по приоритетности выше наращивания бизнеса. В настоящее время мы выдаем кредиты клиентам «с улицы» только в сегменте POS. Риски в этом сегменте ниже, поскольку суммы и сроки кредита небольшие.

— Как вы работаете с плохими долгами?

— Используем все инструменты: взыскание, реструктуризация, продажа.

— Как ведут себя в нынешних экономических условиях заемщики, которые получили кредиты по ужесточенным требованиям? С учетом того, что их реальные доходы падают, а кредитная нагрузка очень высока.

— Средний срок POS-кредита у нас сейчас составляет 20 месяцев, кредита наличными — 41 месяц. Сегодня на новые кредиты, выданные после середины 2013 года, приходится больше половины портфеля. Анализ показывает, что риски по этим клиентам ниже.

— В декабре 2014 года, в разгар кризиса, ЦБ разрешил банкам учитывать операции в иностранной валюте по курсу на 1 октября прошлого года — 39,38 руб. за доллар, не переоценивать подешевевшие ценные бумаги и не принимать во внимание ухудшение кредитного качества заемщика при реструктуризации кредитов, что позволило банкам не увеличивать резервы. Помогли вам эти меры? Как скажется на банке их отмена?

— Мы воспользовались данной возможностью только для целей расчета норматива Н6 [максимальный размер риска на одного заемщика]. Резервы по кредитам мы считали по актуальному курсу.

— С 1 июля вступил в силу закон о полной стоимости кредита, ПСК. Вам существенно пришлось снизить ставки по потребкредитам?

— Да, мы снизили ставки до уровня предельной ПСК, и это приведет к тому, что части заемщиков мы не сможем больше выдавать кредиты. Им придется кредитоваться за пределами банковского сектора.

«Слияния и поглощения — не наша тема»​

— Ваш акционер, чешская группа PPF, готов поддержать банк в трудную минуту?

— Акционер постоянно подчеркивает, что он как стратегический инвестор в России всегда готов поддержать банк. Например, в декабре 2014 года нам было предоставлено дополнительное финансирование на общую сумму 12 млрд руб. Но сейчас я не вижу необходимости в дополнительной поддержке.

— Ипотека у вас в портфеле занимает всего 2%, планируете развивать это направление? Возможно, в планах — автокредиты, комиссионные операции?

— На данный момент мы получаем комиссионный доход от продажи различных страховок, в том числе не связанных с кредитованием, и от реализации юридических услуг. Автокредиты и ипотека — точно не наша история. Мы стараемся не разбрасываться.

— Зимой вы говорили, что большую часть услуг банк планирует предоставлять через удаленные каналы, а в офисах останутся прием депозитов и консультации по сложным продуктам и услугам. Когда вы достигнете этого результата?

— Под удаленными каналами мы понимаем не только интернет и мобильный банк. Удаленные каналы — это обслуживание и продажа продуктов вне отделений. До конца этого года 20% наших продаж будет осуществляться удаленно.

В настоящее время мы активно развиваем курьерскую схему, которую назвали «Такси-Кредит». Если клиенту нужен заем, то сотрудник магазина вызывает нашего специалиста. Весь процесс выдачи кредита, включая приезд курьера, занимает 40 минут. Мы проводим скоринг и одобряем кредит дистанционно, и плюс к этому наш сотрудник проверяет документы и проводит face control на месте. Сейчас мы работаем с теми торговыми точками, с которыми у нас уже есть договоры. Их около 100 тыс. В будущем мы планируем работать и с другими точками, а также предоставлять возможность для клиента вызывать кредитного специалиста самостоятельно.

Схема курьерских продаж ведет к сокращению издержек, поскольку наши сотрудники, которые до недавнего времени выдавали по кредиту в день, выезжая к клиенту по его запросу, смогут выдавать ежедневно по пять-шесть кредитов. У нас 10 тыс. кредитных специалистов и 20 тыс. агентов, которые работают по всей России.

Мы также сотрудничаем с несколькими банками по оформлению их кредитов через нашу сеть дистрибуции и планируем расширять количество партнеров.

— Бывший вице-президент сети денежных переводов MoneyGram в СНГ, Восточной Европе и Израиле Петр Гнатюк как-то заметил в одном из интервью: «Cash есть cash. Он был, есть и будет». Вы согласны с этим?

— На российском рынке это пока действительно так. Мы можем рассуждать о любых инновациях. Но пока в России ими пользуются 10–15% людей. Мы рассчитаны на остальные 85%.

— «Хоум Кредит» был всегда в стороне от каких-либо санаций, M&A. Возможно, планы изменились?

— Это вопрос к акционерам, хотя, насколько я знаю, не изменились: слияния и поглощения — не наша тема. Мы всегда развивались и будем развиваться органически. Что касается санирования других кредитных организаций, то мы для себя такой возможности не исключаем.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Экс-игрок «Ман Сити» рассказал о влиянии гормона роста на карьеру Месси Спорт, 14:53
В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь Общество, 14:50
Литва назвала недооценку России ошибкой Запада Политика, 14:46
Минобороны сообщило о 25 групповых ударах по Украине за неделю Политика, 14:31
Минобороны сообщило о двух сбитых беспилотниках в Белгородской области Политика, 14:28
Мостовой сравнил нового главного тренера «Пари НН» и Абаскаля Спорт, 14:20
Семья экс-спецназовца Ульмана опровергла его гибель на военной операции Политика, 14:19
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Концерт барда Никитина отменили после доносов за «финансирование ВСУ» Политика, 13:58
Бакаев завоевал первый трофей после перехода из «Зенита» в клуб из ОАЭ Спорт, 13:49
В Курской области в результате обстрела Успеновки загорелись два дома Политика, 13:39
На северо-востоке Москвы произошел пожар в недостроенной многоэтажке Город, 13:29
Bild назвала трех основных кандидатов на пост главного тренера «Баварии» Спорт, 13:28
На Кубани объявили штормовое предупреждение из-за заморозков Общество, 13:17
Президенты Гвинеи-Биссау и Лаоса приедут на парад Победы Политика, 13:06