Высокоскоростным магистралям сказали bonjour
Поддержка Владимиром Путиным проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань молниеносно сказалась на реакции международных инвесторов. Наибольший интерес к участию в проекте РЖД проявляют французы. Компании в лице SNCF, Alstom, Bouygues и Vinci уже продемонстрировали свою модель управления первому вице-президенту РЖД Александру Мишарину. Правда, их опыт не предполагает работу линий ВСМ в ночное время, а из-за ограниченного графика трассы РЖД будет сложно совместить движение пассажирских и контейнерных поездов.
На прошлой неделе в Париже прошли переговоры между ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя структура РЖД, реализует проект ВСМ) и французским консорциумом в лице железнодорожной компании SNCF, машиностроительной группы Alstom и строительной компании Boyugues по вопросам строительства и экономики высокоскоростных магистралей. Помимо Boyugues, которая участвовала во французском консорциуме в проекте Москва — Санкт-Петербург, интерес к проекту проявляет компания Vinchi Concessions. У нее есть опыт реализации совмещенных инфраструктурных проектов — автодорог и ВСМ, кроме того, она строит новую скоростную линию Тур — Бордо.
Как рассказали РБК daily в «Скоростных магистралях» (СМ), французы поделились своим опытом строительства ВСМ и дали понять, что им будет интересно поучаствовать в строительстве магистрали в России. «Французский опыт представляет большой интерес для нас: у них эффективная тарифная политика, есть специальная технология обработки грунта, позволяющая увеличить прочность строений», — заявили в СМ. Кроме того, они строят верхнюю поверхность путей на балластной системе, отметили в компании, однако она предполагает более тщательную проверку, а это означает, что в ночное время, с 23.00 до 5.00, линии ВСМ будут использоваться только для техобслуживания.
Это может стать помехой эксплуатации высокоскоростной дороги для контейнерных поездов, о запуске которых неоднократно заявляли РЖД. В СМ пояснили, что SNCF занялась решением этого вопроса и планирует составить график пассажирских и грузовых поездов таким образом, чтобы они не препятствовали друг другу.
Помимо французов интерес к российскому проекту ВСМ проявляют Испания, Германия, Южная Корея, Китай и Япония. Год назад, когда в качестве пилотного проекта рассматривался участок Москва — Санкт-Петербург, состав претендентов был практически тот же (за исключением Японии) и ими уже были сформированы консорциумы для участия в тендере по выбору подрядчика строительства трассы и поставки подвижного состава.
Предполагается, что прокладка участка Москва — Казань начнется в 2014 году. Протяженность ветки составит 800 км, стоимость проекта оценивается в 928 млрд руб. Большую часть этой суммы должно выделить государство (70%), остальное — частные инвестиции. С консорциумом, который победит в тендере, будет заключен контракт жизненного цикла. Он предполагает, что проектная компания должна привлечь необходимую часть финансирования, а государство компенсирует затраченные средства в течение жизненного цикла проекта.