Russian Police
По словам главного реформатора — министра внутренних дел Владимира Колокольцева, превращение милиции в полицию идет по сценарию, опробованному в 70-е годы в Нью-Йорке. Именно в те годы уровень коррупции среди местных «копов» во второй столице США превысил все допустимые пределы. Судья Уайтмэн Кнэпп возглавил комиссию, которой поручили очистку местной полиции от преступных элементов. Главным итогом ее работы стала грандиозная чистка кадров, сотни полицейских оказались на скамье подсудимых.
С момента начала реформирования МВД прошло уже 3,5 года (соответствующий указ 24 декабря 2009 года подписал тогдашний президент Дмитрий Медведев). За это время реформаторам удалось сменить вывески с милиции на полицию на зданиях, автомобилях и в удостоверениях, переодеть московских стражей порядка в новую форму с бейсболками и беретами и существенно повысить зарплаты всем полицейским.
Начинал реформировать МВД еще Рашид Нургалиев, но «казанский инцидент», произошедший в ОВД «Дальний», наглядно показал безуспешность всех его шагов. В мае 2012 года у руля министерства стал Владимир Колокольцев, до этого хорошо зарекомендовавший себя на посту главного полицейского Москвы. Он запомнился в первую очередь введенным им принципом ответственности руководителей за проступки подчиненных.
Как оказалось, схожим путем пошли в свое время и американцы. «В начале 70-х годов в нью-йоркской полиции было много проблем, — рассказал Колокольцев телеканалу «Россия 24», — и была даже создана специальная комиссия во главе с судьей Кнэппом, которая изучала обстановку в полиции, проводила мониторинг и разрабатывала выводы, которые потом легли на стол генерального прокурора. Те выводы, которые в 1972 году эта полиция выработала, мы у себя применяем и в Москве в частности, и во всей Российской Федерации — уже без всякой работы судейской комиссии».
Министр уточнил, что речь идет об ответственности командиров за действия подчиненных, укреплении подразделений собственной безопасности и улучшении системы отбора кадров.
Полиция Нью-Йорка образца начала 70-х годов представляла собой огромный забюрократизированный аппарат с практически повальной коррупцией на всех уровнях. Для исправления ситуации в апреле 1970 года мэром Нью-Йорка Джоном Линдсеем была сформирована комиссия из пяти человек для расследования случаев коррупции в полиции, которую возглавил судья Уайтмэн Кнэпп. В декабре 1972 года свет увидели рекомендации этой комиссии, где как раз и говорилось о том, что взял на вооружение через 40 лет глава МВД России. Кроме того, был введен принцип ротации — сотрудники не засиживались в одной должности и одном участке подолгу, и был значительно увеличен фонд оплаты информаторов (стукачей было поручено завербовать в каждом участке).
Весной этого года МВД России как раз подготовило проект приказа о премировании информаторов. В документе сказано, что «агенты» будут премироваться за помощь в раскрытии тяжких и особо тяжких, а также резонансных преступлений. В качестве премий предусмотрены не только денежные вознаграждения, но и выдача грамот, дипломов, а также отдых в ведомственных санаториях. На самих сотрудников силовых ведомств и членов их семей приказ не распространяется.
«То, что рекомендации комиссии Кнэппа актуальны и сегодня, сомнений не вызывает, отсутствие чувства ответственности и коррупция — два, пожалуй, наиболее больных вопроса для любого правоохранительного ведомства практически в любой стране», — прокомментировал РБК daily экс-замначальника правового департамента МВД, доктор юридических наук Иван Соловьев.
По словам эксперта, судя по тому, в каком состоянии сегодня пребывает полиция Нью-Йорка, можно сказать, что «хирургическое» вмешательство начала 70-х явно пошло «больному» на пользу. «Высокая оснащенность, достойная оплата труда и уважение общества — далеко не полный перечень тех характеристик, которые сегодня присущи нью-йоркской полиции», — отметил г-н Соловьев.