Вирус уходит в небо
Акции ведущих авиакомпаний Китая в конце прошлой недели подешевели на новостях о распространении на материковой части страны нового вируса птичьего гриппа H7N9. Падение котировок многих авиаперевозчиков на бирже в Гонконге превысило 10%. Компании опасаются значительного снижения пассажиропотока в случае эпидемии.
Ценные бумаги крупнейшего авиаперевозчика Китая China Southern Airlines (78% перевозок внутри страны) по итогам торгов в Гонконге рухнули на 10,8% , по ходу сессии проседая до 15% (самое серьезное падение с 2001 года). Акции Air China подешевели на 10,5%, China Eastern Airlines — на 10,4%, гонконгской Cathay Pacific Airways — на 6%.
Количество заразившихся новым вирусом птичьего гриппа H7N9 в Китае приблизилось к 20, шесть человек умерли. Случаи заболевания зафиксированы, в частности, в провинциях Хунань и Цзянсу, а также в Шанхае. И хотя вирус не передается от человека к человеку, департаменты здравоохранения Шанхая и Пекина все же повысили уровень эпидемиологической опасности. Ранее случаи заболевания людей гриппом H7N9 в мире не фиксировались, вакцины против этого вируса не существует.
Отрасль авиаперевозок оказалась в списке наиболее сильно пострадавших от эпидемии атипичной пневмонии (SARS), которая в 2002—2003 годах унесла жизни более 800 человек по всему миру. Тогда Всемирная организация здравоохранения рекомендовала воздержаться от поездок в Южный Китай. «Люди опасаются, что новый птичий грипп получит такое же распространение, как SARS, — цитирует Bloomberg аналитика по транспортным перевозкам Credit Suisse Дэвина У. — Как следствие, отдыхающие будут отказываться от поездок в Китай».
По доходам китайских авиаперевозчиков также ударило нашествие вируса птичьего гриппа H5N1 в январе 2004 года. Тогда суммарный ущерб для всей экономики КНР превысил 100 млрд юаней (12,1 млрд долл.). В этот раз даже опасения в отношении новой эпидемии могут вызвать серьезное снижение числа туристов и, как следствие, уменьшение пассажиропотока. Авиакомпании Китая лишь недавно начали выходить из кризиса, связанного с финансовыми потрясениями 2008—2009 годов. В 2012 году они перевезли 318,9 млн человек (рост на 9% по сравнению с 2011 годом).