Российская элита переходит на вино
Относительный рост сегмента элитных вин также вполне вероятен: ведь количество миллионеров и миллиардеров в России постоянно растет. "Но, к сожалению, Россия своим винным объемом не может сравниться ни с Францией, ни с Италией", – печалится в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" шеф-повар Анатолий Комм.
Он надеется, что это временное "отставание". Ведь вино, по его словам, "один из самых действенных способов борьбы с русской болезнью под названием алкоголизм. Человек, который разбирается в вине, перестает быть алкоголиком. Это абсолютно точно".
Подобные утверждения не находят отклика у врачей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Франция, Италия и прочие винодельческие страны как раз отличаются крайне высокой алкоголизацией, число больных достигает там 10% населения против 3-5% в невинодельческих странах. Россия, по данным за 2007г., в мировом рейтинге по потреблению алкоголя заняла лишь 22-е место, когда как Франция – 15-е.
Более того, "русская кухня старого образца не может быть ассоциирована с вином: там может выступать только квас или водка, – признает А.Комм. – Но русская кухня XXI века абсолютно к вину адаптирована. И, слава богу, появляется русское вино европейского качества – Chateau Le Grand Vostock".
Игнорируя ВОЗ и русскую кухню старого образца, А.Комм призывает Кремль выдать виноторговым компаниям по ордену. Тем временем, "проблема развития рынка элитного алкоголя в России – в области финансов, – объяснял ранее в той же студии "Сферы интересов" генеральный директор сети бутиков "Коллекция вин" Андрей Ткемаладзе. – Ведь открытие каждого бутика – дорогое удовольствие. И при довольно больших сроках окупаемости таким бизнесом могут заниматься лишь состоятельные фанаты, которых в России можно пересчитать по пальцам".
Но, похоже, число таких фанатов растет. А.Комм знает людей, "которые прилично понимают вино, построили большие погреба и делают туда закладки с перспективой на 20 лет роста". Это говорит о том, что в России уже объявились "винные инвесторы". Напомним, из-зи кризиса на фондовых рынках котировки дорогих вин в 2007г. достигли наилучших показателей за 10 лет. Индекс Лондонской биржи Liv-ex 100 – главный индикатор мирового рынка элитного вина – с 2004 по 2008гг. вырос на 33,7%, обогнав фондовые индексы всех развитых стран и показав доходность, сравнимую с динамикой акций на развивающихся рынках.
Винный портфель – дорогое удовольствие. "Речь идет о миллионах долларов, если вы хотите получать серьезные доходы", – говорит А.Комм. Впрочем, российским банкирам пока даже в голову не приходит предложить это "удовольствие" своим клиентам. По словам начальника управления организации долгового финансирования Банка "Зенит" Валерия Голованова, приобретение активов из разряда "элитный алкоголь" всего лишь одна из гламурных тем на уровне коллекционирования запонок.
Пусть объемы "винных инвестиций" в России пока мизерны, сами по себе они не лишены логики. А.Комм сравнивает их с инвестициями в предметы искусства.
Как бы то ни было, в РФ предпринимаются попытки инсталляции некой винной культуры, обитатели Рублевки даже собираются для этого в "клубы винных путешествий". Для продвижения винной культуры привлекаются соответствующие лица. Телеведущая Юлия Бордовских выступает, например, сегодня соорганизатором одного из таких клубов – Simple&Wine. Она поделилась с РБК-ТВ тем, что в скором времени отправится "с группой" в винный тур на Сицилию: "У нас на одно место – конкурс в 5 человек, просто как поступление в ВУЗ!".
Очевидно, подобные конкурсы – элитарная забава. Среди посетителей клуба Ю.Бордовских такие персоны, как сенатор и в прошлом руководитель Налоговой службы, министр по налогам и сборам, министр труда и социального развития Александр Починок или тот же спецпредставитель президента РФ по вопросам развития отношений с ЕС, а в прошлом пресс-секретарь президента Бориса Ельцина в 1992-1998гг., Сергей Ястржембский и другие не менее известные персоны.
Пока элита учится разбираться в вине и занята поездками в дегустационные туры, российские водочные компании пытаются продвигать водку за рубежом. "Если мы посмотрим на динамику потребления водок (на Западе) по сравнению с такими традиционными продуктами, как виски, ром, джин – водка растет, а потребление виски и рома снижается, – зафиксировал ранее в гостях "Сферы интересов" на РБК-ТВ директор по маркетингу и инновациям компании "Союз-Виктан" Теймур Ахундов. – Учитывая, что водка априори позиционируется как славянский продукт, у России и Украины очень хороший потенциал развития".