Деньги из вредности
Минфин и Минсельхоз поддержали введение акцизов на «вредность», в частности, на пальмовое масло и газированные напитки. Масштаб использования масла колоссален, цены неизбежно вырастут, сокрушаются производители.
Несмотря на обещания
Министр финансов Антон Силуанов в субботу, 6 февраля, подтвердил, что акциз на пальмовое масло может быть введен в России уже во втором полугодии 2016 года. «Прорабатываем вопрос [о размере]. Это такая мера, которая применяется в целом ряде стран, направленная на то, чтобы сократить потребление вредных продуктов и с другой стороны повысить доходы казны», — цитирует министра «РИА Новости».
Накануне, 5 февраля, министр сельского хозяйства Александр Ткачев также заявлял, что Минсельхоз поддерживает дополнительный сбор при продаже пальмового масла и газированной воды. «Сегодня есть инициатива, чтобы ввести акциз на пальмовое масло и газировку, то есть на «вредные» продукты. Если это произойдет, то мы с нескольких сторон сразу додавим эту тему», — передал слова Ткачева «Интерфакс». Министр также добавил, что фальсифицированная продукция, в том числе и с применением пальмового масла, разрушает российский продовольственный рынок: «Мы с этим будем бороться».
Как сообщила в пятницу газета «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева от 18 января, правительство России прорабатывает вопрос о введении акциза на пальмовое масло и газированные напитки. Кроме того, в перечень подакцизной продукции могут попасть чипсы, электронные сигареты, товары с повышенным содержанием жира и сахара. Один из собеседников «Ведомостей» сообщил, что вопрос с маслом — практически решенный, акциз может быть введен уже с 1 июля. Ставка, по данным издания, может составить около $200 за тонну, или примерно 30% от стоимости.
Получается, что правительство кардинально изменило отношение к «налогу на вредность» в течение месяца. В конце 2015-го законопроект о введении акцизов на «вредную» пищу в Думу внес депутат от «Справедливой России» Олег Михеев: предложения касались газировки и чипсов. Увеличение налоговой нагрузки на производителей приведет к сокращению потребления этих продуктов, что в свою очередь окажет положительное влияние на здоровье населения, обосновывал Михеев. Но тогда правительство отвергло инициативу, напомнив в своем заключении (копия, датированная 28 января, имеется в распоряжении РБК), что президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2014-го «отмечал необходимость на ближайшие четыре года зафиксировать действующие налоговые условия».
В понедельник, 8 февраля, Михеев перевнесет свой законопроект в Госдуму, уточнил РБК в окружении депутата.
С пальмовым маслом все относительно просто, поскольку оно не производится в России, объясняет РБК правительственный чиновник: и речь идет о введении акциза именно на пальмовое масло как сырье, а не на продукты, его содержащие. В отношении газировки, по его словам, все может обернуться более серьезными последствиями, так как по правилам ВТО акциз должен быть единым для всех производителей, в том числе отечественных: «Если мы вводим акциз условно на Coca-Cola, то и на «Тархун» тоже придется установить такой же акциз».
По его словам, головным ведомством для проработки этого вопроса определен Минфин. Однако до детальной экспертизы, которая потребуется для внесения изменений в Налоговый кодекс, дело пока не дошло, уточняет чиновник. Она потребует большого количества времени и, скорее всего, вызовет протесты со стороны отечественных производителей, если речь пойдет о газировке и других «вредных» продуктах. Минфин предоставит предложения и расчеты по акцизам на пальмовое масло и продукты, которые наносят вред здоровью, в течение нескольких недель, сообщил ТАСС со ссылкой на представителя ведомства.
Популярное масло
Ткачев в пятницу напомнил, что Минсельхозом подготовлены поправки в Технический регламент Таможенного союза на молочные продукты и в кодекс об административных правонарушениях, касающиеся использования производителями пальмового масла. Министр отметил, что проект согласован с министерствами и ведомствами и сегодня находится на согласовании на уровне ЕАЭС. «Надеюсь, что он получит поддержку и с 1 января 2017 года вступит в силу, — сказал Ткачев. — Мы будем крупными буквами писать на этикетке, что продукт содержит пальмовое масло, чтобы сам потребитель делал свой выбор». Министр также сообщил, что законопроект предусматривает резкое повышение штрафов за то, что «если тот или иной производитель будет баловаться и скрывать от государства, контролирующих органов и населения, что применяет «пальму» и об этом не информирует». «Серьезные штрафы — более 1 млн рублей. Думаю, это будет достаточно эффективно», — заключил глава Минсельхоза.
В случае введения новых акцизов самым критичным станет как раз акциз на пальмовое масло, говорит консультант консалтинговой группы «НЭО Центр» Андрей Жихарев. «Масштаб использования пальмового масла колоссален: сейчас практически невозможно найти печенье или вафли без пальмового масла, — уверяет он. — Глазированные сырки, пряники, конфеты, торты, пирожные, молочные десерты и даже шоколад — далеко не полный перечень продуктов, которых уже практически нет без содержания пальмового масла». По словам представителя холдинга «Солнечные продукты», одного из крупнейших в России производителей маргарина, содержание пальмового масла в маргарине составляет 40–60%, а в себестоимости хлебобулочной, кондитерской промышленности доля промышленных жиров и маргаринов достигает 40%.
За 11 месяцев 2015 года в Россию ввезено пальмового масла и его фракций на $580,7 млн, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, следует из данных Центра международной торговли Москвы.
Большую популярность пальмового масла можно объяснить сравнительно невысокой ценой, считает Жихарев: одна тонна пальмового масла сейчас стоит около $600, а, например, подсолнечного, — больше $900. «Пальмовое масло по своей структуре больше всего подходит для выпечки, и кроме того, оно самое дешевое из того, что есть в распоряжении у российских кондитеров», — согласна исполнительный директор Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР) Елизавета Никитина. По ее словам, акцизы неизбежно отразятся на цене кондитерских изделий — она вырастет как минимум на 10-15%. При этом по итогам 2015 года рост цен на кондитерские изделия в России уже составил в среднем 24,5%, подсчитывал раньше ЦИКР со ссылкой на данные Росстата.
«Предприятия отрасли не могут до бесконечности гасить рост цен на сырье и материалы, повышая собственную эффективность, — это очевидно. Акциз сначала переляжет на плечи предприятий, а в итоге на конечного покупателя», — говорит представитель «Солнечных продуктов». Акцизы приведут к росту стоимости маргарина минимум на 25%, прогнозирует он. По данным Росстата, килограмм маргарина в 2015 году подорожал на 31,7%, до 115,5 руб. При этом потребление маргарина как относительно недорогого продукта в последние годы росло, писал раньше РБК. «Спрос на маргарин всегда увеличивается в кризисные годы», — подтверждает представитель «Солнечных продуктов».
Президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров отмечает, что в случае введения акциза неизбежен рост цены газированных напитков и, как следствие, снижение их продаж. Он затруднился назвать возможный рост цен, так как возможная ставка акциза еще не озвучивалась.
По данным международной исследовательской Euromonitor International, продажи газировки в России уже сокращаются: в натуральном выражении объем российского рынка в 2015 году снизился на 9,9%, до 4,05 млрд литров, хотя годом ранее рынок показывал рост. В денежном выражении объем рынка в 2015-м составил 178,6 млрд руб. Основные производители газировки в России, по данным Euromonitor, — The Coca-Cola Company и PepsiCo — занимают более 60% рынка. Пресс-службы обеих компаний в пятницу отказались от комментариев.
Рынок чипсов, которые также называют в качестве «претендентов» на введение акцизов, падает в объемах последние два года: на 0,5% в 2014 году и на 5% в 2015-м, следует из данных Euromonitor. Рынок сокращается из-за снижения доходов населения, считают аналитики Euromonitor. Кроме того чипсы, как и газировка, не относятся к товарам первой необходимости, поэтому потребители легко отказываются от них в кризис, говорит аналитик международной исследовательской компании «Nielsen Россия» Юлия Чмыр.