Государство открытых данных
Представьте себе уютное государство. Понимаю, что это почти как представить некусачего кота. Но закройте глаза, постарайтесь отбросить усмешку, слыша эти слова, и подумайте над тем, какой должна быть страна, чтобы в ней было комфортно жить и приятно возвращаться.
Представили? Похоже ли это на ту страну, где мы живем сейчас? Можем ли мы сказать, что социальные проблемы в России решаются лучшими способами из всех возможных? Или что чиновники общаются с гражданами как нанятые ими на работу сотрудники, а не как представители элитарной касты? Нет, пока мы не можем сделать этого. В последние годы многое как повышает, так и разрушает нашу веру в то, что лучшее будущее возможно, а текущее настоящее — не более чем временный этап развития государства, в котором все мы живем.
И тогда зададимся вопросом: что же необходимо для качественного изменения, что если не решит многочисленные проблемы и вызовы, которые стоят перед нами, то хотя бы создаст возможность для приложения сил?
Ответ на этот вопрос лежит в открытости государства. В открытости как основе долгосрочного существования страны, как принципе взаимодействия «государство — гражданин», как возможности для граждан влиять на принятие решений, как среде и экосистеме появления гражданских инициатив, нацеленных на общественное благо. Открытость — это не абстрактный термин, а совокупность четко определенных инициатив, ликвидирующих информационное неравенство между гражданами и представителями государства.
Если мы обратимся к тому, как открытость понимают в России и в мире, то основными элементами являются свобода доступа к государственной информации, открытые данные, вовлечение и участие граждан в процессы принятия решений. Все эти направления важны и актуальны, однако прямо сейчас для России важно то, что направление государства на открытость данных наконец-то приобрело публичное звучание и воплощение.
Здесь очень важно дать точное определение тому, что же такое открытые данные. Это способ публикации информации в форматах, предусматривающих их машинное чтение и в то же время не имеющих лицензионных, технологических, юридических и иных ограничений на повторное использование.
Буквально несколько дней назад московское правительство анонсировало портал открытых данных города data.mos.ru. Этот проект сейчас представляет собой почти полторы сотни баз данных, которые горожане могут свободно загружать и использовать.
Дмитрий Медведев, рассказывая о планах правительства на ближайшую шестилетку, упомянул открытые данные как один из основных приоритетов, перечислив конкретные шаги: «Расширение объема открытых данных о деятельности органов власти, разработка Национального плана действий по внедрению механизмов открытого государственного управления, поддержка социально ориентированных неправительственных организаций, «Российской общественной инициативы» и, конечно, постоянный гражданский контроль в наиболее чувствительных сферах».
Все это означает, что до России наконец-то докатилась эволюция государственного управления, что наконец-то информационное неравенство между чиновниками и гражданами начнет сокращаться. Теперь от закрытости по умолчанию у нас есть шансы перейти к открытости государства для граждан.
Однако усилий государства недостаточно. И сами по себе открытые данные — информация, востребованная в первую очередь программистами, — не будут иметь большого значения, если все мы не научимся с ними работать. Данные начинают приобретать ценность, лишь когда совпадают с нуждами граждан, когда есть те, кто обладает верой, волей и знаниями превращать их в проекты для повышения комфорта граждан и общественного блага.
Открытые данные, безусловно, будут использоваться интернет-бизнесом. Мы можем не сомневаться, что как гиганты интернет-индустрии, так и малые инновационные компании найдут способы обратить их в пользу для потребителей и в собственную коммерческую выгоду.
Открытые данные обязательно будут фундаментом гражданского контроля. И то, что ранее происходило путем неимоверного количества ручных усилий, очень скоро можно будет осуществлять автоматически. Новые базы деклараций позволяют выявлять потенциальных коррупционеров, открытые данные по госзакупкам позволяют определить нарушения автоматически, статистические данные о здоровье населения позволяют понять качество политики в области здравоохранения и многое другое.
Государство, в котором информация доступна для граждан, — это переходная стадия к тому, что можно назвать простым и понятным государством. Страной, в которой каждый гражданин понимает, зачем принимаются те или иные государственные решения, зачем они нужны ему лично и как именно он лично может повлиять на деятельность «народных избранников».
И тогда, быть может, на горизонте появится и уютное государство. То, где общение гражданина с представителями власти будет основано на человечности и взаимоуважении. А сама власть станет источником доверия, а не раздражения.