Эксперты: Рост оконного рынка в 2011г. составил 0%
В послекризисный период 2009-2010гг. многие компании начали наращивать производственные мощности, закупать новое оборудование, ожидая резкого роста спроса. Но сейчас, когда 2011г. уже закончился, можно с уверенность сказать, что этого роста не произошло и многие производители оказались заложниками неправильных решений, принятых ими ранее. Не внушает оптимизма игрокам рынка и год 2012-й: по самым оптимистичным прогнозам, прирост рынка в будущем году вновь может составить 0%.
"Ситуацию сегодняшнего дня можно охарактеризовать как значительное превышение предложения над спросом. Этот факт влияет на цену и толкает компании на путь ведения ценовых войн", – отметил директор по сбыту компании "Мако Фурнитура" Виктор Мелихов.
Проблему демпинга, ценовой войны, считают наиболее болезненной и другие эксперты. "Сегодня демпинг становится самой актуальной проблемой, ведь многие производители, закупившие оборудование, буквально прижаты к стенке. Вероятность того, что они быстро и безболезненно для рынка сдадутся и признают себя неплатежеспособными, очень мала. Скорее всего, ситуация будет развиваться по другому сценарию: они пойдут на снижение цены даже в ущерб качеству продукции", – отмечает Юрий Выдманов, генеральный директор компании "Оконный континент".
Цены на оконные конструкции в 2009г. уже упали на 15-20%. Это явилось следствием падения спроса на них. В прошедшем 2011г. цены несколько отыграли вверх, тем не менее они даже не достигли докризисного уровня. Оконный рынок России был и остается хаотичным по сравнению с европейскими рынками. В нашей стране пока нет ни государственных, ни отраслевых механизмов борьбы с демпингом, препятствующим развитию бизнеса.
Руководитель компании STiS Дмитрий Сулин привел опыт своей компании по снижению цен: "Мы пробовали бороться за покупателя и снижать цены в 2009г. В тот год рост числа наших клиентов составил 35%. Но когда встала необходимость возвращать цены в нормальное состояние, практически все эти клиенты испарились. Это пример того, как не надо себя вести. Привлечение на падающем рынке ценой в среднесрочной и долгосрочной перспективе не дает ничего".
Другими словами, в том обилии компаний на оконном рынке, которое существует сейчас (по разным оценкам, их от 5 до 7 тыс.), ценовые войны ведут те, кто не планирует долгосрочного развития на рынке, делает ставку не на качество, а на сиюминутную сомнительную выгоду.
Эксперты видят несколько способов выхода из сложившейся невыгодной ни для добросовестных производителей, ни для покупателей ситуации. Один из них – дифференциация, новое позиционирование продукции. Многие покупатели не видят разницы между качественными и некачественными окнами, полагаясь при выборе лишь на цену. Чтобы переломить подобный подход, необходимо превратить продукт компании в бренд, чтобы покупатели приходили не за абстрактным окном, а за определенной маркой. Вторым выходом является планирование: без четкой, последовательной стратегии выживание компании на оконном рынке станет невозможным. И, наконец, специалисты осознают назревшую необходимость основания независимой профессиональной ассоциации, которая смогла бы найти механизмы воздействия на рыночную ситуацию, занималась бы оценкой качества оконной продукции и имела возможность информировать потребителя о недобросовестных производителях и о правах потребителя в случае возникновения претензий к качеству товара.