Шлагбаум для дилеров
Три премиальных бренда — Audi, Mercedes и BMW — приостановили оформление новых дилерских соглашений в Москве, рассказали дилеры брендов. Рынок не позволяет им расширять сеть без ущерба действующим продавцам машин.
Помочь действующим
Audi наложила мораторий на подписание новых дилерских контрактов на территории Москвы, рассказали РБК два дилера марки и владелец крупной дилерской группы. По их словам, ограничение будет действовать до конца следующего года, об этом им якобы сообщил импортер на закрытой конференции в ноябре. Так немецкий автопроизводитель пытается поддержать действующих дилеров на падающем рынке, пояснили собеседники.
У Audi в Москве работают 13 шоу-рум. По данным «Автостата», в январе—октябре в Москве и Московской области было зарегистрировано 8,7 тыс. новых автомобилей марки — на 28,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. В целом по России динамика продаж Audi немного лучше — минус 25% (21,1 тыс. машин), согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Появление новых торговых точек в Москве приведет к росту конкуренции и размытию выручки действующих столичных дилеров, продажи которых сейчас и так невысокие, полагают источники РБК.
В российском представительстве Volkswagen (владеет Audi) заявили, что информация о моратории не соответствует действительности. «В данной экономической ситуации приоритетом марки Audi является укрепление существующей дилерской сети и поддержка текущих партнеров», — отметил представитель концерна. По его словам, «в будущем» компания намерена подписать несколько дилерских соглашений с теми партнерами, с которыми уже подписаны протоколы о намерениях, точных сроков он не назвал.
На сайте Audi, в частности, размещена информация о тендерах на дилерский центр в районе проспекта Вернадского и центр сервисного обслуживания и продажи автомобилей с пробегом.
Дилеры уже просили
Основные конкуренты Audi — Mercedes и BMW — также приостановили выдачу новых дилерских соглашений в Москве, рассказали РБК партнеры обоих брендов. «Мы не ищем новых дилеров в Москве, рынок на данный момент не позволяет расширять сеть без ущерба действующим дилерам», — подтвердил представитель BMW, не назвав сроков. В Mercedes сказали, что продолжают искать дилеров в отдельных регионах, не уточнив, входит ли в их число Москва.
Столичные сети Mercedes и BMW состоят из 10 и 14 дилеров соответственно. За десять месяцев 2015 года регистрации новых автомобилей Mercedes в Москве и Московской области снизились на 22,9%, до 14,7 тыс. машин, против 13% по всей России, у BMW — на 29,6%, до 10 тыс., против 20% (данные «Автостата» и АЕБ).
Дилеры еще в прошлом году заявили о проблеме необоснованного наращивания автомобильных торговых сетей российскими импортерами. В декабре 2014 года Российская ассоциация автодилеров (РОАД) разослала письма всем автопроизводителям с просьбой ограничить заключение новых дилерских соглашений, напомнил президент РОАД Владимир Моженков. С подобным письмом летом к главе Renault-Nissan Карлосу Гону обращался Совет собственников дилеров Renault московского региона.
В текущих экономических условиях расширение дилерской сети выгодно только автопроизводителю как самый легкий способ выполнить свой план по отгрузкам автомобилей в дилерскую сеть, говорит гендиректор RTDService (дилер Renault) Андрей Петренко. Действующим дилерам это наносит серьезный ущерб за счет распыления спроса и ценового демпинга со стороны новых партнеров марки. «В письме Карлосу Гону мы просили увязывать выдачу новых дилерских соглашений с текущей экономической ситуацией, а также согласовывать с дилерской ассоциацией, но ответа на это предложение не получили», — добавил Петренко.
По оценке партнера юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павла Герасимова, сдерживание роста дилерской сети не нарушает антимонопольное законодательство и не ведет к ограничению конкуренции на рынке. «Машины продолжают продаваться, а как это делается — решает непосредственно хозяйствующий субъект», — пояснил юрист.