Между «Сибирью» и «Аэрофлотом»
ВТБ и ВЭБ предложили свой план спасения «Трансаэро». Перевозчик должен остаться самостоятельной авиакомпанией, управлять которой будет не «Аэрофлот», а S7.
Что предлагают банкиры
В четверг вечером совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту на покупку 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 руб. Покупателем выступит сам «Аэрофлот» или его «дочка» «Аэрофлот-Финансы». Минэкономразвития, которое готовило директиву для перевозчика, сообщило, что сделка должна быть закрыта до конца сентября, а контроль над операционной деятельностью компании должен перейти «Аэрофлоту» до ближайшего понедельника, 7 сентября. Но, как стало известно РБК, не все банки — кредиторы «Трансаэро» поддерживают эту идею.
Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб., рассказал РБК один из кредиторов. Глава Сбербанка Герман Греф назвал сумму 250 млрд руб. Из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, услуг и по зарплате, остальное — на лизинг. Два крупных кредитора и лизингодателя «Трансаэро» — ВТБ и «ВЭБ Лизинг» — считают, что не надо отдавать перевозчика «Аэрофлоту», добавил он. По его словам, госбанки должны сделать собственную компанию и передать ее под управление «Сибири».
«Идея сохранения «Трансаэро» как самостоятельной компании под управлением (но не владением) другой компании прорабатывается», — подтвердил РБК источник, близкий к синдикату кредиторов авиакомпании. Это позволило бы в большей степени гарантировать права кредиторов перевозчика, добавил он.
Об идее ВТБ и ВЭБа знает и источник, близкий к акционерам группы S7. О рассмотрении такого предложения на совещании в Минэкономразвития 2 сентября он узнал от сотрудника министерства. Но, по его информации, госбанки пока не обращались к акционерам S7 с конкретными предложениями. S7 передача в управление «Трансаэро» вряд ли была бы интересна, говорит собеседник РБК: разбираться с огромными долгами конкурирующей авиакомпании они категорически не хотят и возможной схемы перехода «Трансаэро» под их операционное управление не видят.
Что делать с самолетами
Один из крупнейших лизингодателей «Трансаэро» — «ВЭБ Лизинг». По данным его консолидированной отчетности на 30 июня этого года, долг авиакомпании перед ним составлял примерно 40 млрд руб. В пятницу, 4 сентября, глава ВЭБа Владимир Дмитриев в интервью телеканалу «Вести 24» сказал, что «Трансаэро» должна по лизингу 55 млрд руб.
По словам источника РБК в одном из госбанков, на эти деньги «Трансаэро» приобретала в основном самолеты Boeing 747. Другой источник РБК подтверждает это, добавляя, что кроме них есть также два Boeing 777, обязательства по ним составляют всего 5 млрд руб. «Эти самолеты не нужны «Аэрофлоту», он их вернет лизингодателю», — предполагает первый собеседник.
При нынешней экономической ситуации «Аэрофлоту» не нужно как минимум 2/3 парка «Трансаэро», считает заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. «Аэрофлот» уже имел подобный опыт, когда реструктурировал парк на «Оренбургских авиалиниях» и отказался от дальнемагистральных самолетов Boeing 777, которые сейчас неэффективны, напоминает он. По данным FlightRadar, у «Трансаэро» сейчас не летают как минимум 14 самолетов, а еще 10 летают нерегулярно. Поэтому при определенной оптимизации парка «Аэрофлота» хватит, чтобы обслужить маршруты «Трансаэро», заключает эксперт.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу заявил, что как раз лизинг и закупка избыточного количества самолетов стали основной причиной проблем «Трансаэро». «Машин у них с избытком, они закупили лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше [приобретать самолетов]», — сказал он, добавив, что правительство приняло «все меры», чтобы поддержать компанию, у которой уже меняется собственник.
Если «Аэрофлот» вернет самолеты «ВЭБ Лизингу», под этот портфель придется создать резервы, а это 10% лизингового портфеля компании. «В данном случае списание части долга будет означать прямой убыток «ВЭБ Лизингу», соответственно, и Внешэкономбанку», — сказал в пятницу в интервью ТАСС Дмитриев.
Впрочем, аналитик рейтингового агентства Standard & Poor's Виктор Никольский говорит, что благодаря поддержке от ВЭБа это не сильно повлияет на состояние компании. «Мы считаем, что вопрос о возможном ухудшении портфеля во многом политический. С точки зрения материнской компании, возможные потери по портфелю «Трансаэро» не очень значимы на фоне убытка ВЭБа за прошлый год в 250 млрд руб.», — сказал он.
На российском рынке эти cамолеты, вероятнее всего, спроса не найдут, говорит гендиректор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. И в случае если «Аэрофлот» вернет их «ВЭБ Лизингу», компании придется реализовывать их на мировом рынке.
Ранее «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на свои источники, что ВТБ предлагал как можно скорее ввести в совет директоров «Трансаэро» банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании. К тому же банк настаивал, чтобы в случае перехода компании под контроль «Аэрофлота» этот перевозчик отвечал по долгам «Трансаэро».
Минэкономразвития в четверг сообщило, что «Аэрофлот» возьмет на себя обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками, а вопросы реструктуризации парка «будут отдельно обсуждаться с лизингодателями».
В пятницу представители ВТБ, Сбербанка и ВЭБа отказались от комментариев.