Полмиллиарда на декорации
На праздничные торжества, посвященные 868-летию Москвы, город потратил свыше 500 млн руб. против 250 млн в прошлом году, следует из конкурсной документации на сайте госзакупок, которую изучил РБК.
«Любители Aerosmith»
Москва планировала отметить День города в этом году пятью сотнями различных мероприятий на 50 крупных площадках, заявил накануне праздника телеканалу «ТВ Центр» глава городского департамента культуры Александр Кибовский. Столица веселилась два дня, но основные мероприятия прошли в субботу, 5 сентября. Праздничный фейерверк тоже запустили в субботу — в 22:30 с 31 точки.
Департамент СМИ и рекламы, департамент торговли и услуг, ГАУК «Московская дирекция массовых мероприятий» и другие городские структуры для организации празднования осуществили заказы на общую сумму свыше 500 млн руб., следует из конкурсной документации на сайте госзакупок. В 2014 году тогдашний руководитель столичного департамента культуры Сергей Капков объявлял, что столичные власти потратят на День города около 250 млн руб. Пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова к моменту публикации не прокомментировала, с чем связано увеличение бюджета праздника.
В расчет общей стоимости праздника РБК не включал расходы мэрии на фестиваль «Московская осень», мероприятия которого частично накладываются на день города, а также расходы на разгон облаков, который государственное казенное учреждение Москвы «Кольцевые магистрали» заказало за 429,9 млн руб. сразу на четыре даты в 2015 году — 9 и 24 мая (День славянской письменности и культуры), 12 июня и День города.
Также в городские расходы не включены затраты на главный праздничный концерт на Лубянской площади, который прошел в субботу. На концерте выступила группа Aerosmith, британский певец Джон Ньюман и другие артисты. На гонорар Aerosmith Москва не потратила ни копейки, сказал глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. «Его организовали бизнесмены, любители Aerosmith», — заявил он РБК, добавив, что не знает, кто эти люди: они обсуждали этот вопрос напрямую с мэром, сказал он.
Неизвестные меценаты, возможно, помогли сэкономить городу около $1,5 млн (более 100 млн руб. по курсу ЦБ на 4 сентября): по данным портала Business Insider, именно столько Aerosmith запрашивает за мероприятия в США, за пределами страны концерты обходятся заказчикам дороже. Группа Aerosmith является одной из самых высокооплачиваемых, отмечается на портале.
Самый дорогой
Москва в этом году резко увеличила расходы и на другие праздники, следует из документации на сайте госзакупок: так, летний Фестиваль варенья подорожал более чем в пять раз — с примерно 30 млн руб. в 2014-м до почти 160 млн в 2015 году. Но День города остается первым по дороговизне.
Самый дорогой лот к празднованию разместил департамент СМИ и рекламы: оформление территории города новыми объемными декоративными конструкциями обошлось в 44,3 млн руб. В том числе была предусмотрена иллюминационная флаговая конструкция «Вдохновение» — с учетом монтажа она оценена в 8,6 млн руб., «линейная» конструкция флагов — еще в 7 млн руб. Глаза москвичей также радовал световой проект «Берега города» за 4,1 млн руб., декоративный «торт» за 2,8 млн руб. Всего на заготовление флагов и стягов потрачено 27 млн руб. Общая сумма лотов на проведение праздничного фейерверка в разных районах города, по расчетам РБК, составила 17,6 млн руб.
Одно из самых дорогих мероприятий в рамках большого праздника — фестиваль «Москва Триумфальная» на Тверской улице, оцененный в 52,6 млн руб. Задумка организаторов заключалась в том, чтобы водрузить на улице восемь триумфальных арок разных исторических периодов, начиная от эпохи Петра I до советских времен, и устроить в этих декорациях стилизованные шоу и мастер-классы.
Немерюк, отвечающий за проведение этого мероприятия, еще до праздника отмечал, что рассчитывает на «синергический эффект» от этих трат для бизнеса: «В ЦАО располагается порядка 2,5 тыс. ресторанов — их выручка в праздничные дни вырастает вдвое: с 0,5 млрд руб. в обычный день до почти 1 млрд руб. — в праздничный. Таким образом, за два дня бизнес получит до 1 млрд руб. дополнительного дохода».
Исполнительный директор консалтинговой компании RestCon Андрей Петраков согласен, что в отдельных ресторанах во время праздников дневная выручка действительно может вырастать вдвое, но во время таких праздников обычно появляется и выездная торговля, оттягивающая на себя часть выручки. «Если брать все рестораны ЦАО, то я бы сказал, что их выручка вырастет в среднем на 30–50%», — считает Петраков.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров полагает, что выручка ресторанов, которые располагаются рядом с местами проведения праздничных мероприятий, может увеличиваться в 1,5–2 раза в сравнении с субботами и воскресеньями, а не будними днями: «Покупательская способность снизилась, и люди готовы оставлять в ресторанах меньше денег. Но в праздники они обычно расслабляются и не так переживают за свой кошелек».
Планировалось, что День города посетят 10 млн человек, включая москвичей, гостей из регионов и иностранных туристов, рассказал Немерюк. Однако из-за непогоды в праздничных мероприятиях приняли участие всего четыре млн человек.