Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Почтальоны-миллионеры

Фото: PhotoXPress.RU
Фото: PhotoXPress.RU

Успех WhatsApp и Viber вдохновляет разработчиков на создание все новых и новых мобильных мессенджеров — со своими фишками, способными переманить капризную аудиторию. В подборке РБК — пять российских стартапов: кто-то использует мультики, кто-то надеется на поддержку городской администрации — все средства хороши в погоне за сотнями тысяч пользователей.

Мессенджеры и социальные сервисы стали драйвером роста потребления мобильных приложений: по оценке Flurry Analytics (система аналитики мобильных приложений, с 2014 года принадлежит Yahoo!), в 2013-м этот сегмент продемонстрировал рост на 203%, в целом потребление мобильных приложений в мире выросло на 115%. Самый крупный игрок — WhatsApp — сообщает о преодолении отметки в 500 млн активных пользователей. К концу 2017 года, прогнозирует The Radicaty Group, число аккаунтов в системах мгновенного обмена сообщений вырастет до 4,4 млрд.

В начале 2014 года Facebook выкупил WhatsApp за 19 млрд долл. По оценкам Sterne Agee, выручка мессенджера в 2014 году вырастет до 144 млн долл. примерно с 20 млн долл. в 2013-м, а к 2017-му пересечет миллиардный рубеж. Зарабатывает WhatsApp на подписке: в первый год приложение работает бесплатно, за каждый следующий год пользователь платит 1 долл. в год.

Популярные мессенджеры, даже не генерирующие выручки, все равно привлекают стратегических инвесторов. В 2014 году японская компания Rakuten приобрела Viber за 900 млн долл., а сервис исчезающих сообщений Blink стал частью Yahoo! (сумма сделки не сообщается).

На интернет-площадке Angellist (один из крупнейших в мире сервисов для привлечения инвестиций в стартапы) зарегистрировано более 220 компаний, развивающих приложения с функциями мессенджера. Российские разработчики не отстают.

1. MySender: «непрерывный» мессенджер

Основатели: гендиректор Дмитрий Колчин, технический директор Андрей Шетухин.

Инвестиции: 142 тыс. долл. из собственных средств основателей.

Релиз: октябрь 2013 года.

Количество пользователей: 23 тыс., включая более 500 платных.

Схема монетизации: платные тарифы на безлимитное общение.

Создатели MySender Дмитрий Колчин и Андрей Шетухин решили использовать популярную идею — агрегировать в одном приложении текстовые сообщения из разных мессенджеров и SMS. «В среднем владелец смартфона в России ежемесячно платит своему мобильному оператору более 600 руб., при этом не менее 30% этой суммы приходится на SMS», — рассказывает Колчин. Разработчики кросс-мессенджера покупают SMS-трафик у операторов оптом, а затем продают его пользователям. За безлимитную переписку и SMS владелец приложения платит 59 руб. в месяц, годовая подписка обойдется в 568 руб.

Созданием мессенджера-агрегатора с возможностью отправки SMS команда Колчина занималась еще в 2011 году, развивая приложение для операционной системы Symbian на грант от Nokia. После покупки Nokia компанией Microsoft в сентябре 2013 года проект был приостановлен, а команда, к которой присоединился Шетухин, занялась разработкой MySender.

С осени 2013 года приложение доступно в Google Play. Мессенджер агрегирует сообщения из ICQ, «Мail-Агента», Skype, Facebook, GoogleTalk и Twitter. В случае если один из собеседников теряет доступ в Интернет, общение можно продолжить через SMS. За счет этого и предполагается коммерциализовать продукт, но пока у сервиса только около 500 платных пользователей. Остальные предпочитают использовать MySender как обычный агрегатор, хотя в этой категории у российского приложения есть альтернативы, например IM+, получивший в 2012 году 10 млн долл. от фонда «Финам»: сводит сообщения Facebook, «ВКонтакте», Skype, ICQ и другие.

Идея агрегировать мессенджеры в одном сервисе интересна, считает управляющий партнер фонда Frontier Ventures Дмитрий Алимов: «Одним из рисков проекта я вижу то, что MySender сильно зависит от возможности доступа к прямым API [интерфейс программирования приложений, позволяет сторонним разработчикам создавать сторонние программные продукты. — РБК] популярных мессенджеров — его могут ограничить, если приложение будет перетягивать аудиторию к себе. Другая опасность в том, что количество платящих пользователей у стартапа окажется небольшим».

Шетухин и Колчин уже вложили в разработку приложения 142 тыс. долл. собственных средств. В ближайшее время они надеются найти инвестора, который вложит 400—500 тыс. долл. в продвижение продукта и разработку версий для iOS и Windows Phone. В этом случае, считает Колчин, можно ожидать роста числа пользователей до 300 тыс., а выручки — до 350 тыс. долл. в год.

2. «Ситиграм»: мессенджер для горожан

Основатель: гендиректор Игорь Баринов.

Инвестиции: 40 тыс. руб. от спонсоров хакатона, организованного департаментом информационных технологий города Москвы.

Релиз: май 2014 года.

Количество пользователей: 150.

Схема монетизации: продажа лицензий на рабочее место специалиста городской службы с помесячной оплатой и услугами по внедрению и доработкам системы.

С идеей мессенджера для горожан создатель «Ситиграма» Игорь Баринов пришел на хакатон (мероприятие по созданию работающего прототипа приложения в режиме реального времени с участием разработчиков, дизайнеров и предпринимателей), организованный правительством Москвы в апреле 2014 года. За два дня родилась концепция мессенджера: приложение должно было улучшить работу городских служб посредством помощи от обычных жителей. Пользователь получал возможность отправлять текстовые сообщения или фото с привязкой к геолокации; кроме того, сервис предлагал справочник реальных контактов служб и рассылку городских новостей по разным категориям.

«У очень многих городских служб есть колл-центры, дозвониться до которых очень тяжело, — рассказывает Игорь Баринов, управляющий партнер студии мобильной разработки HINT Solutions. — Например, автомобилистам, попавшим в ДТП, было бы удобнее вначале сообщить о месте и обстоятельствах аварии в текстовом виде, а уже затем проводить телефонный разговор».

Команда Баринова получила отмашку на старт работы от департамента информационных технологий Москвы. Мессенджер создали на основе Telegram, запущенном основателем «ВКонтакте» Павлом Дуровым. Для тестирования приложения к «Ситиграму» подключили специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции при департаменте образования: дети и подростки через мессенджер получали консультацию психолога.

На хакатоне проект занял третье место и получил призовые 40 тыс. руб. Но после завершения хакатона власти Москвы не спешили помочь Баринову интегрировать «Ситиграм» в новые службы. «Скорее всего, в правительстве Москвы решили, что функции мессенджера можно будет добавить к «Активному гражданину» [приложение для обсуждения городских проблем, разрабатывается ОАО «Электронная Москва», принадлежащим департаменту имущества. — РБК] и для этого нет смысла задействовать новую команду», — считает Баринов.

«Если говорить о подключении к сервису новых городских служб — мы готовы оказать разработчикам «Ситиграма» в этом необходимую помощь, однако инициатива в этом направлении должна исходить от авторов приложения, — заявил РБК Кирилл Леонов, специалист пресс-службы департамента информационных технологий Москвы. — Пока они к нам с такими запросами не обращались».

«Сейчас в «Ситиграме» ежедневно регистрируются пять-шесть новых пользователей, — резюмирует Баринов. — Видимо, без помощи московских властей мы не сможем договариваться с государственными организациями, так что вынуждены будем завершить работу над проектом».

3. Baanan: мессенджер для пользователей с чувством юмора

Основатели: гендиректор Микаэл Ян, директор по развитию Ваган Татевосян.

Инвестиции: «несколько сот тысяч долларов», имя инвестора не раскрывается.

Релиз: июнь 2014 года.

Количество пользователей: более 2,5 тыс.

Схема монетизации: в разработке.

Создатели мессенджера Baanan Микаэл Ян и Ваган Татевосян ориентируются на любителей юмора. «У каждого из нас есть круг друзей, с которыми мы периодически делимся шутками. Сейчас мы делаем это через стены в социальных сетях, сообщения в мессенджерах, почту, Skype. Причем редко, чтобы не обесценить свои сообщения. На Baanan люди шлют друг другу по десять шуток в день, и это нормально — сервис создан именно для обмена юмором», — объясняет Микаэл Ян. Таким образом, Baanan не конкурирует с популярными мессенджерами, а пытается занять отдельную нишу.

Развлекательный контент действительно популярен среди пользователей мобильного Интернета. К примеру, по данным VisibilityIQ, более 40% времени просмотра онлайн-видео приходится на категорию comedy.

История Baanan началась еще в 2011 году, когда Ян и Татевосян работали над веб-сервисом YouComedyMe, где пользователи могли «настроить» собственные «ленты шуток» и обсуждать их с друзьями. За три года на сайте зарегистрировались более 180 тыс. человек. «Мы заметили, что чаще всего люди смотрят шутки, когда ждут заказа в кафе, в пробке. В это время у них нет ноутбука под рукой, а мобильные версии сайтов никто не любит», — рассказывает Ян.

Первое мобильное приложение YouComedyMe для iOS, появившееся в 2013 году, оказалось слишком перегруженным многочисленными настройками и деталями. Аудиторией оказались те же люди, что сидели в веб-версии сервиса. Чтобы получить новых пользователей, Ян и Татевосян весной 2014 года решились на «разворот»: в новом приложении Baanan практически исчезли «кнопки», а шуточные ролики в формате gif и картинки можно просто «листать», как слайды. Модераторы сервиса загружают в Baanan каждый день от 50 до 100 шуток с популярных сайтов вроде Reddit и 9GAG. Главной фишкой сервиса стало то, что шутку можно послать другу (видео сжимали вплоть до 300—500 Кб), сопроводив его только одной репликой, и получить отклик тоже только краткой фразой.

Baanan появился в AppStore в середине июня. За полтора месяца в нем зарегистрировалось более 2,5 тыс. человек. Основатели надеются, что до конца 2014 года число пользователей вырастет до 100—200 тыс.

Как Baanan будет зарабатывать, Ян и Татевосян пока не решили. «Ценность социального сервиса прямо пропорциональна размеру и вовлеченности вашей аудитории. Сейчас мы сконцентрированы именно на этом», — поясняют основатели.

4. Too.me: мессенджер с мультяшками

Основатели: гендиректор Сергей Кузьмин, команда Bazelevs Group.

Инвестиции: до 500 тыс. долл. от основателей и фонда Maxfield Capital.

Релиз: запланирован на сентябрь 2014 года.

Количество пользователей: 0.

Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Создатель Too.me Сергей Кузьмин ранее работал в кинокомпании Bazelevs Тимура Бекмамбетова над проектом «Киноязык» — программой для превизуализации сценариев с помощью перевода текста в анимацию. Технология заинтересовала фонд Maxfield Capital. «Ребята делали продукт для киношников, а мы увидели в этой технологии большой потенциал, — рассказал РБК глава фонда Александр Туркот. — Приняли решение вложиться, помогли скорректировать стратегию. Сейчас Too.me — это продукт с четкой ориентацией на молодую аудиторию, подростков».

В конце сентября Too.me появится в магазинах мобильных приложений. Мессенджер позволит делиться с незнакомцами «мультяшными» сообщениями, автоматически сгенерированными на основе текста пользователя. Too.me проводит семантический анализ фразы, отправленной пользователем, сопоставляет смысл фразы с изображениями, загруженными в библиотеку, и подбирает наиболее подходящую картинку. По подсчетам основателей Too.me, достаточно 50—60 графических эквивалентов фраз, чтобы покрыть 80% действий, востребованных пользователями мессенджеров.

Тестировали технологию разработчики Too.me, запустив приложение «ВКонтакте». Пользователи могли выбрать одного из 12 персонажей, напоминающих героев South Park, и анимировать сообщение. За время тестирования приложение привлекло более 50 тыс. пользователей.

Основатели подчеркивают, что Too.me не будет мессенджером в классическом понимании. «Рынок уже поделен крупными игроками, для любого нового такого приложения цена «перекупки» пользователя из другого мессенджера окажется слишком высокой», — говорит Кузьмин. «Это новый продукт, который сфокусирован на потребности своей аудитории», — подтверждает Александр Туркот.

Монетизация приложения предусмотрена по модели freemium: владельцы смартфонов будут платить за доступ к дополнительному анимационному контенту — например, смогут создать собственного персонажа. Когда в приложении появятся платные сервисы, станет ясно лишь осенью.

5. 4talk: мессенджер на облаках

Основатели: Сергей Кравцов, Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан.

Инвестиции: более 1 млн долл. от основателей компании и фонда IMI.VC.

Релиз: cентябрь 2013 года.

Количество пользователей: более 100 тыс.

Схема монетизации: оплата дополнительного функционала.

Разработчики мессенджера 4talk Сергей Кравцов, Ильгам Зюлькорнеев и Георгий Хазан решили сделать акцент на кросс­платформенности и облачности. По задумке основателей, приложение должно стать для пользователей единым коммуникационным пространством. «Пользователь должен иметь доступ к своей переписке и файлам абсолютно из любого места — с мобильного телефона, планшета, ноутбука дома и рабочего ПК», — объясняет Сергей Кравцов, сооснователь компании 4talk Global.

В 2010 году Кравцов и его партнеры Зюлькорнеев и Хазан работали в компании «Русские Интернет Решения» над веб-мессенджером QIP для компании «Медиа Мир» (входит в группу РБК). Команда Кравцова из-за разногласий с заказчиком перестала работать над QIP, передав неисключительные права на мессенджер «Медиа Миру», и в августе 2013 года занялась новым проектом.

Первая версия 4talk (на Android) появилась в сентябре 2013 года. Сейчас у мессенджера есть версии для iMac, Windows, iPhone и iPad и Android; осенью 4talk станет доступным для владельцев устройств на WindowsPhone, а также в вебе.

Авторизация в 4talk происходит с помощью SMS-кода: залогинившись с помощью номера мобильного телефона, пользователь получает доступ к своей переписке из облака с любого устройства. В отличие от большинства мессенджеров с помощью 4talk можно отправлять собеседнику файлы любого типа до 30 Мб. За отправку файла «потяжелее» придется доплачивать. Кроме того, разработчики планируют брать с пользователей плату за объем доступного облачного пространства свыше 15 Гб и монетизировать другие возможности сервиса — например, сервис заказа такси с подгрузкой оптимального маршрута.

По информации разработчиков, сейчас ведутся переговоры о партнерстве с несколькими европейскими сотовыми операторами. «Мессенджеры подталкивают владельцев мобильных устройств покупать большие пакеты для передачи данных», — поясняет Кравцов. Он не раскрывает деталей совместного проекта, ссылаясь на NDA с крупным игроком.

4talk Global значится в списке портфельных проектов на сайте венчурного фонда Игоря Мацанюка IMI.VC. Источник, близкий к компании, оценивает объем вложений в компанию со стороны основателей проекта и фонда IMI.VC более чем в 1 млн долл.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 13:56
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 13:56
Бойца ММА отправили в СИЗО за отработку ударов на памятнике МЧС Спорт, 14:16
В Анталье произошло землетрясение магнитудой 4,9 Общество, 14:15
В партии Мерца заявили о конце эпохи американской поддержки Европы Политика, 14:13
НКР подтвердило кредитный рейтинг ООО «СК СОГАЗ-ЖИЗНЬ» на уровне AAA.ru Кредитные рейтинги, 14:12
Как добавить золото в свой портфель: инструкция для инвесторов #всенабиржу!, 14:10
Какие антиэйдж-технологии в косметологии ждут в ближайшие 5 лет РБК и КИТ МЕД, 14:00
«Инвестпалата» объявила о сборе заявок на обмен заблокированными активами Инвестиции, 13:53
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Подведены итоги программы Красноярского края «Лидеры здравоохранения» Пресс-релиз, 13:48
Монетизация данных о клиентах: норма или повод для паники РБК и PostgresPro, 13:46
Когда перфекционист вредит компании Образование, 13:40
AFP описало переговоры США с Украиной цитатой «быстрее, быстрее, быстрее» Политика, 13:40
Глава Euroclear исключила наличие свободных денег для ЕС за счет активов Политика, 13:39
К Wildberries отправили претензию за продажу одежды под брендом Aurus Бизнес, 13:38
Шесть критериев качества жизни в новостройке РБК и ПИК, 13:37