2. Рулевой вопрос
Дано:
Конфликт между прекрасной половиной человечества и различными транспортными средствами - явление историческое. Еще в средневековье моряки старались не брать на борт женщин, будучи уверенными в том, что это непременно сулит в пути неприятности.
Отечественный фольклор дополнил обидный стереотип несправедливой поговоркой "Баба с возу - кобыле легче". С появлением автомобиля все стало еще хуже: женщину за рулем стали сравнивать с приматом, у которого в руках разрывной снаряд.
Из истории конфликта
Каждый уважающий себя мужчина-водитель, конечно, знает наизусть собрание анекдотических сочинений о женщинах за рулем. В свою очередь, представительницы прекрасной половины человечества при каждом удобном случае упрекают половину сильную в незнании этикета ("дамам надо уступать") и мужском шовинизме.
Справедливости ради заметим, что история взаимоотношений человека и автомобиля все-таки началась с женщины. Изобретение первого по-настоящему работоспособного самодвижущегося бензинового экипажа в 1888г. принадлежит Карлу Бенцу. Однако первый тест-драйв транспортной новинки, к которой тогда отнеслись, мягко сказать, скептически, провела супруга изобретателя Берта Бенц. Именно благодаря ей автомобиль из сомнительного ноу-хау начал превращаться в популярное средство передвижения.
"Взрывоопасная" езда против самоуверенности на колесах
Настоящее автомобильно-дорожное противостояние между мужчинами и женщинами началось относительно недавно: все-таки дама, несмотря на бушующий век эмансипации, до сих пор за рулем смотрится слегка экзотично. Что и говорить, любой опытный водитель-мужчина с вероятностью 99,9% различит в потоке "женомобиль".
"Не хочу лукавить. Зачастую отмечаю автомобиль, который ведет женщина. Я, когда за рулем, часто прошу супругу, мол, посмотри, кто там, женщина или нет. Как правило, не ошибаюсь", - признается лидер всероссийского автомобильного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, по совместительству водитель с 30-летним стажем.
"Это видно: по осторожности, как женщина выезжает на перекресток. Как перестраивается. Или вот эта позиция "я дама - уступите мне дорогу", - добавляет глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Однако, по мнению тех же экспертов, такое "необычное" поведение на дороге - вовсе не признак плохого вождения. "Осторожничает, но это хороший признак. Поэтому и удельный процент аварий с учетом количества женщин за рулем значительно меньше, чем аварий, когда за рулем мужчина. Женщины более ответственные, аккуратные, спокойные на дорогах. И ведут себя гораздо лучше, чем подавляющее число мужчин", - уверен В.Лысаков.
С мнением эксперта полностью согласна психолог Анетта Орлова, у которой водительским стаж составляет 12 лет. По ее мнению, женский стиль вождения отличается от мужского главным образом тем, что дамы больше боятся нарушить ПДД, в то время как мужчин отличает "чрезмерная самоуверенность".
"Мой муж за рулем 17 лет, из них он каждые два года в обязательном порядке, несмотря на то, что профессиональный автоинструктор, хотя бы раз кого-нибудь зацепит. Потому что переоценивает себя, едет рискованно. У меня же за эти годы уже страховка идет с огромными скидками. Я стараюсь соблюдать правила и уважать других: проще уступлю, проще подожду. На самом деле, женщины владеют навыками вождения ничуть не хуже", - уверена А.Орлова.
Равенство "неадекватов"
По мнению С.Канаева, на дороге вообще нет гендерных различий, а есть водители, которые, вне зависимости от пола периодически могут вести себя неадекватно: "Женщины в больших автомобилях ведут себя точно так же, как и мужчины. Это как некий статус. И те и другие бывают быковатые, хамят", - привел пример эксперт.
В том, что навыки вождения мало зависят от пола водителя, уверен и психолог Александр Кичаев. Разве что у женщин "нередко возникают проблемы с вниманием": "Они частенько смотрятся в зеркало, нередко во время езды умудряются делать мейк-ап, поправлять прическу. Женщины часто втягиваются в разговоры по мобильному или эсэмэсятся, причем делают это с большим эмоциональным вовлечением в процесс", - поделился наблюдениями А.Кичаев.
С экспертом готов поспорить В.Лысаков, который уверен в том, что говорить по телефону во время движения по трассе одинаково любят представители обеих гендерных групп автолюбителей.
"Я думаю, опасность представляет не женщина или мужчина, а любой безответственный водитель, который относится к своей и к чужой жизни наплевательски. Если "свой брат" ведет себя некорректно на дороге или не очень профессионально, то это воспринимается как должное и забывается. А если женщина то же самое делает, то это остается в памяти и лишний раз как будто бы подтверждает стереотип", - заключил эксперт.
Штурвал, самолет, женщина
Если посягательство женщин на автомобильную территорию мужчины уже хотя бы приняли как факт, то штурм хрупкими дамами неземных и заоблачных транспортных сфер -авиации и флота - пока остается за пределами понимания оппонентов.
Рекорды российских бравых летчиц Лидии Зверевой, Валентины Гризодубовой и Светланы Савицкой воспринимаются современниками как подвиги и квалифицируются как исключение из правил. В целом же, представления мужчин о женщинах в авиации ограничиваются трудом стюардесс, даму за штурвалом "тушки" большинство не может даже представить.
По мнению летчика-испытателя 1-го класса и заслуженного мастера спорта СССР Марины Попович, утверждение, что в женщине в воздухе не место, давно устарело: "Об этом можно было бы говорить, когда были барышни, до революции. А сейчас раскрепощенность и талантливость женщин - буквально во всем. В космос летали, вот трое нас, а в Америке - вообще 40 женщин", - рассказала заслуженная летчица.
На счету М.Попович 101 мировой рекорд на различных типах машин и более 6 тыс. часов общего налета. По ее мнению, сегодня в России есть девушки-летчицы, которые управляют истребителями в пилотажных группах лучше мужчин, а девушки, которые летали в войну, заслуживают "отдельных поздравлений с 23 февраля": "Во время войны было три женских летных полка, мужчины при этом, правда, были командирами. Но это не значило, что женщины могли не справиться. Просто на них было взвалено без того немало обязанностей", - рассказала М.Попович.
К слову, у нас в стране в летной профессиональной сфере нет никаких ограничений по половому признаку. Согласно Воздушному кодексу РФ "командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Так что ничем, кроме сложившейся традиции, не объясняется отсутствие женщин за штурвалом самолетов.
Между тем в западных авиакомпаниях давно никого не удивишь женщиной-пилотом, например в США за штурвалами пассажирских лайнеров - около 2 тыс. женщин.
"Граната" на капитанском мостике
"Женщина на корабле - к беде" - один из самых стойких и неистребимых стереотипов на фоне все большей популярности флота среди прекрасных дам. Как рассказал председатель оргкомитета Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, капитан 1-го ранга запаса Игорь Кудрин, "в большинстве иностранных флотов 25-30% экипажа составляют женщины".
По словам И.Кудрина, дамы занимают на флоте самые разные должности - от коков до вестовых и радистов: "Они выполняют совершенно мужскую работу: есть боцманы, бывают женщины-командиры кораблей. Считается, что женщины по степени ответственности превосходят мужчин".
Так или иначе, по мнению И.Кудрина, "польза" от женского присутствия на флоте заканчивается там, где заходит речь о командовании. "На корабле командир - это царь, бог и воинский начальник. И вот если баба с амбициями встает на командирский мостик, то полные кранты. Я считаю, что женщина на корабле - это совсем не плохо, но если только она не командир. А если командир - это хуже, чем вот та самая с гранатой", - заключил И.Кудрин.
Анекдот в тему
Как подумаешь, какую опасность представляют женщины за рулем!.. Недавно я видел, как женщина за рулем в соседнем ряду на скорости 80 км/ч одновременно красилась и причесывалась, глядя в зеркало заднего вида. Когда я это увидел, то чуть не уронил электробритву в кофе...