В России растет доля непродовольственного ритейла
Особенно быстрыми темпами развивается продуктовый ритейл. По данным швейцарской группы UBS, продуктовый розничный сектор в 2007г. вырос в России на 32% в годовом исчислении, достигнув 191 млрд долларов.
Это неудивительно: потребление мяса, молока и других продуктов в России по-прежнему далеко от медицинской нормы.
Сектор продуктового ритейла является и крупнейшим по объемам продаж: достаточно сказать, что в последние годы он занимал 45-46% от общего объема сетевой торговли. Но в 2007г. ему пришлось потесниться. "Увеличивается доля непродовольственной розницы: на нее сегодня приходится уже более 60%", – заявляет в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Татьяна Борбровская.
Здесь в порядке убывания выделяют следующие сегменты: торговля бытовой техникой, мобильными телефонами, а также одеждой и обувью и т.д. Причем эксперты отмечают, что россияне падки до новинок, различных гаджетов и т.п.: по данным MForum Analytics, средняя цена проданного сотового телефона по итогам 2007г. превышает 220 долларов, что не перестает удивлять иностранцев.
"Это говорит о том, что к сбережениям наше общество по-прежнему мало лояльно, – объясняет Т.Бобровская. – Объем ипотечного, потребительского кредитования не достиг тех уровней, когда население готово довольствоваться самым простым телефоном".
Действительно, высокая инфляция обессмысливает любые накопления, а высокие цены на жилье делают абсолютно недоступной для граждан России ипотеку. Некоторые эксперты даже считают, что покупка автомобиля в кредит стала единственным реальным способом частных инвестиций в России.
Иначе как объяснить "потребительский бум" и простой ипотеки, когда в жилье нуждается более 60% российских семей (эта цифра называлась на старте нацпроекта "Доступное и комфортное жилье"). Люди "мало лояльны" к тому, где им жить, и "не готовы довольствоваться" простыми телефонами.
"Понятно, что люди стремятся покупать все более дорогие телефоны, просто в силу того, что они имеют такую возможность, – выражает удовлетворение ситуацией президент компании "Евросеть" Алексей Чуйкин. – Эту тенденцию поддерживают и производители – выгодно выпускать более дорогие модели, более насыщенные". Оговоримся, что пример с телефонами, по сути, характеризует весь сектор непродовольственного ретейла.
В то же время проблема сказывается и ограниченностью рынков, их "мелкотой". Почти все сегменты ретейла планируют насыщение через 4-5 лет. Потенциальная емкость рынка одежды, исходя из доходов населения и возможных трат, по данным Fashion Consulting Group, – 50-60 млрд долларов. При сегодняшних объемах и темпах роста рынок исчерпает себя уже к 2012г.
Тот же рынок GSM-телефонов уже сегодня стагнирует. "Диверсификация неизбежна, – констатирует исполнительный вице-президент ГК "Связной" Сергей Румянцев. – Ее первое направление – расширение линейки "железа": видеокамеры, GPS-навигаторы, погодные станции, игровые приставки. И второе – уход в сервис: финансовые и операторские услуги, страхование (ОСАГО и другие страховые продукты), продажа авиабилетов".
Но "мелкота" ретейловых рынков упирается опять же в доходы населения! К примеру, рынок спортивных товаров ждет насыщения также в 2011-2012гг. Но к тому времени он будет в 12,5 раз меньше, чем американский рынок спорттоваров сегодня. В США более развиты дорогостоящие виды спорта, объясняют эксперты. Грубо говоря, в России им развиться мешает только низкий уровень доходов граждан.
Однако "мелкота" ретейловых рынков не останавливает инвесторов. Так, по мнению экспертов, Москва и Санкт-Петербург сегодня лучшие города в мире для развития ретейла. За ними следует Прага. Подобные заключения обусловлены как высоким уровнем доходов жителей, так и относительным дефицитом торговых площадей. На одного москвича приходится 166 метров квадратных, тогда как на одного европейца – 400-500. Но опять же речь всего о двух крупнейших городах Европы в богатой нефтью и газом стране.
Остается добавить, что Минэкономразвития в 2007г. отмечает небольшой рост доли отечественных товаров, реализуемых в российских сетях: если в первом квартале 2007г. их доля составляла 52% (импорт – 48%), то во втором уже 55% (импорт – 47). "Это происходит за счет продуктового ретейла, – говорит в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ Т.Бобровская. – И нужно быть очень осторожным, поскольку процентные изменения в 1-2% могут приходиться и на статистическую погрешность. И существенного снижения доли импортных товаров ожидать не стоит, особенно на фоне укрепления рубля".
Засилье же импорта в российском непродовольственном ретейле ни для кого уже не секрет. Отсюда важный вывод: российский бизнес зачастую конкурирует лишь в звене реализации товаров - собственно в ретейле - и почти не конкурирует в их производстве. Это заметно по всем сегментам, начиная с пресловутых мобильных телефонов и одежды и кончая детскими, спортивными, музыкальными товарами, нижним бельем, парфюмерией, очками, часами, ювелирными изделиями.