Марш согласных
Каждый десятый в России хоть раз ходил на провластный митинг, четверть готовы сделать это в будущем, утверждают социологи РАНХиГС. Это в несколько раз больше, чем три года назад.
За последние три года более чем в четыре раза увеличилось число людей, которые когда-либо принимали участие в митингах, свидетельствуют данные исследования «Евробарометр в России», проводимого Центром социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС). В 2012 году положительно на вопрос об участии в митингах ответили 4% респондентов центра, в 2015 году таких стало 16%.
Исследование РАНХиГС основывается на методологии проекта «Евробарометр», который реализуется по заказу Европейской комиссии во всех странах Евросоюза с 1974 года. Авторы доклада опросили 6104 человека в десяти регионах России.
Постоять за власть
В основном количество пришедших на публичные акции выросло за счет числа тех, кто участвовал в митингах в поддержку власти, пишут авторы исследования. В 2012 году в участии в провластных митингах признался лишь 1% опрошенных. В 2015 году уже 10% респондентов сказали, что ходили на такие мероприятия.
Только накануне, 4 ноября, в шествии по случаю Дня народного единства в Москве, организатором которого выступила Общественная палата, приняли участие 85 тыс. человек, следует из данных ГУВД Москвы. Год назад аналогичное шествие собрало 75 тыс. сторонников. Митинг в честь присоединения Крыма в марте 2014 года собрал 65 тыс. участников, митинг в честь годовщины этого события в 2015 году — 110 тыс. человек, по данным полиции. Самой же массовой публичной акцией с участием президента Владимира Путина стало шествие «Бессмертного полка» 9 мая 2015 года: в нем приняли участие 400 тыс. человек.
Число участников оппозиционных митингов также выросло — с 2 до 3%. Еще 3% опрошенных сказали, что ходили и на те, и на другие митинги.
Склонность к участию в митингах в целом выросла в пять раз, говорится в исследовании. Четверть опрошенных сказали, что готовы пойти на митинг за власть (в 2012 году таких было 6%). Об участии в акциях оппозиции думают 6% граждан (в 2012 году их было 4%).
Ядро провластной аудитории, как и прежде, составляют пенсионеры. О готовности поддержать власти заявило более трети людей старше 51 года. Чаще говорить о намерении поддержать власть на уличном мероприятии стали среди молодежи: 12% в группе от 18 до 25 лет и 14% среди тех, кому от 26 до 35 лет. В 2012 году только 1% в этих возрастных группах был готов поддерживать курс власти на публичных акциях.
Почему они приходят
«Основной фактор, предопределяющий желание людей участвовать в митингах, — опыт предыдущего участия», — полагают авторы исследования. Из тех, кто уже ходил на провластные мероприятия, больше половины (53%) готовы повторить этот опыт. Опыт участия в оппозиционных акциях хотят повторить треть опрошенных.
На желание сходить на митинг оппозиции влияет уровень коррупции. Опыт бытовой коррупции в два раза повышает вероятность того, что человек примет участие в оппозиционном митинге, опыт экономической коррупции — почти в три раза, говорится в исследовании.
Важный фактор, определяющий готовность участвовать в митингах, — доверие президенту: доверие другим органам власти не оказывает такого влияния, утверждают авторы исследования. Из тех, кто положительно относится к деятельности президента, треть готова выразить свой настрой на уличной акции.
Есть общий фон: позитивный настрой к Путину, который воспринимается как главная опора, военный вождь в ситуации, когда страна в кольце врагов, объясняет гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров. Есть и недовольство экономической ситуацией, но спасение люди ищут не в протестах и переходе на сторону оппозиции, а в консолидации, говорит он.
«Массовость акций основана не только на популярности Путина и его курса, но и на хорошей организации», — добавляет Федоров. Повысился коэффициент конверсии общего отношения в реальный политический ресурс власти, то есть количество людей, которые поднялись с дивана и пошли на митинги в поддержку курса, объясняет социолог. По словам эксперта, стали работать более изощренные и продвинутые методы мобилизации: если раньше ставка делалась на административный ресурс, то в последние три года власти больше полагаются на политическую мобилизацию.
«В некотором виде это демонстрация сил перед выборным годом», — резюмирует Федоров.
Не все социологи столь оптимистичны
Данные еженедельного исследования «Доминанты ФОМ» фонда «Общественное мнение» показывают куда большую пассивность россиян в вопросе участия в митингах. Так, по данным опроса «ФОМнибус» от 24–25 октября (выборка — 1500 респондентов) лишь 7% респондентов заявили, что пойдут на митинг в поддержку власти в случае, если он состоится в ближайшее время. 23% ответили: «Буду высказываться в поддержку власти, но на митинг не пойду». 3% пошли бы на митинг оппозиции. Половина опрошенных (53%) заявили, что не пошли бы ни на какой митинг. В 2012 году сходить на акцию в поддержку курса хотели 3% респондентов, 60% митинговать не собирались вообще.