Скидки для зрелых
Минэкономразвития предлагает нефтяникам, лишенным льгот на разработку истощенных месторождений, покупать эти льготы за деньги. Компаниям это даст налоговую стабильность, а бюджету — $20–30 млрд дополнительных доходов.
Льгота для зрелых месторождений
Суть новой налоговой инициативы в нефтяной отрасли изложена в презентации Минэкономразвития «Структурная реформа на рынке нефтедобычи в России» (есть в распоряжении РБК). У нефтяников была возможность ознакомиться с этим документом на заседании президентской комиссии по ТЭКу, которое прошло 27 октября, рассказали РБК трое участников этой встречи. Само предложение, по их данным, на встрече не обсуждалось.
Основная задача нефтяной отрасли — максимизация налоговых поступлений в бюджет, говорится в презентации Минэкономразвития. Чиновники считают, что увеличить поступления от нефтянки можно в первую очередь за счет зрелых месторождений. «Это та добыча, которая дает максимальный налоговый эффект, потому что шельф у нас полностью безналоговый», — объяснял недавно глава ведомства Алексей Улюкаев. В связи с этим очередную налоговую реформу Минэкономразвития предлагает провести точечно — в отношении высоковыработанных участков в Западной Сибири. Для этих месторождений сейчас действует минимум налоговых льгот, поэтому государство изымает с них в виде налогов до 80% выручки.
Но при такой ренте инвестировать в повышение эффективности разработки становится невыгодно, поэтому добыча на западносибирских участках снижается на 3–4% в год, следует из расчетов министерства.
Суть предложения Минэкономразвития заключается в том, чтобы предоставить для разработки этих месторождений льготы по уплате НДПИ.
Льгота по НДПИ для выработанных месторождений существует и сейчас. Но она распространяется только на те участки, запасы которых были выработаны на 80% и больше по состоянию на 1 января 2006 года (для них льгота растет по мере разработки и на пике составляет 70% от обычной ставки НДПИ). Минэкономразвития предлагает распространить эту льготу и на те проекты в Западной Сибири, которые сейчас ее лишены. Речь идет примерно о 25 месторождениях (с добычей на каждом свыше 1 млн в год), в том числе о таких крупных, как Самотлорское и Малобалыкское месторождения «Роснефти», Вынгапуровское «Газпром нефти» и Федоровское «Сургутнефтегаза».
Если эти месторождения получат льготу, у нефтяников появится стимул для дополнительных инвестиций в их разработку и к 2024 году добыча нефти в России суммарно вырастет на 20 млн, подсчитали эксперты министерства. В деньгах это не меньше $5 млрд дополнительных поступлений от НДПИ в год.
Деньги вперед
Правда, получить льготу бесплатно не выйдет: идея Минэкономразвития заключается в том, чтобы нефтяники оплатили ее деньгами — авансом на 5–10 лет вперед. Цена льготы, предположительно, будет высчитываться как разница между суммой, которую компании заплатили бы в течение этого срока при действующей ставке НДПИ, и льготной налоговой ставкой налога для истощенных месторождений. Стоимость льготы определяется как приведенная стоимость выпадающих налоговых поступлений, поясняется в презентации ведомства. В чем же тогда выгода компаний?
Без льгот денежный поток от разработки старых месторождений будет неуклонно снижаться, а вслед за ним и стоимость активов. Предлагаемая реформа позволит нарастить добычу и ликвидность, а также получить гарантии, что на время действия льгот налоговый режим по конкретным участкам останется неизменным, объясняется в презентации Минэкономразвития.
Сейчас НДПИ рассчитывается исходя из мировых цен на нефть Urals и устанавливается ежемесячно исходя из среднего курса доллара к рублю за месяц. Льгота, предположительно, будет рассчитываться на основе некой фиксированной цены нефти — возможно, исходя из консервативного прогноза по цене, заложенного в бюджет (сейчас это $53 за баррель), пояснил РБК один из чиновников Минэкономразвития. В случае роста цены нефтяники будут выигрывать.
В презентации ведомства порядок расчета НДПИ для определения стоимости льготы не описан. Конкретный механизм расчета цены и предоставления льгот еще только предстоит разработать, говорит собеседник РБК.
Миллиарды авансом
Минэкономразвития ожидает, что покупка нефтяниками налоговых льгот может увеличить прямые доходы бюджета в 2016–2018 годах на $20–30 млрд (как именно сделан расчет, в презентации не поясняется). В 2014 году доходы бюджета от НДПИ на нефть составили 2,46 трлн руб. ($64,1 млрд по среднему курсу за 2014 год).
Механизм продажи льгот по выработанным месторождениям Западной Сибири до конца не ясен и требует проработки, отмечает управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон. «Если в сегодняшних условиях расчет льготы будет осуществляться при цене нефти $40 за баррель и курсе доллара в 70 руб., то при различной динамике цен и курса может выиграть как государство, так и компания, — рассуждает эксперт. — Захотят ли они играть в эту рулетку? Я думаю, вряд ли».
В России, и в первую очередь в Западной Сибири, действительно есть целый ряд месторождений, на которых можно нарастить добычу при предоставлении льгот, говорит директор Московского нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов. Правительство и представители отрасли уже давно обсуждают единый механизм, который позволил бы учитывать затраты по проектам в составе налогооблагаемой базы (например, налог на финансовый результат), но решения до сих пор нет. В этой ситуации альтернативы новым «адресным преференциям» нет, считает эксперт.
Сами нефтяники пока с осторожностью относятся к идее Минэкономразвития. В условиях высоких кредитных ставок и непредсказуемых цен на нефть оплачивать льготу на годы вперед рискованно, считает сотрудник Независимой нефтяной компании. Выгоднее было бы платить по текущей ставке, но с рассрочкой платежей на несколько лет, полагает он.
Источник РБК в ЛУКОЙЛе называет схему министерства «сырой»: нет методики расчета дельты по каждому из месторождений, нужно четко понимать, на какой срок компания получит льготу и каковы гарантии неизменности налогового режима. Но если схему доработать, то компания приветствует новый инструмент получения налоговых льгот, добавляет он. Менеджер «Роснефти» утверждает, что компания пока не видит юридических механизмов реализации схемы Минэкономразвития, а также считает ее «коррупционноемкой». Официальные представители «Газпром нефти», «Роснефти», ЛУКОЙЛа не комментируют предложения Минэкономразвития.
Сам механизм применения льгот по выработанности месторождений остается сомнительным, говорит Григорий Выгон. Его эффективность в плане роста добычи и налоговых выплат еще предстоит оценить. В презентации Минэкономразвития в качестве успешного примера применения этой льготы приводится «Башнефть». Но основной прирост добычи у этой компании был достигнут не после получения льготы, а в результате смены собственника (до прошлого года основным акционером «Башнефти» была АФК «Система», до нее — компании, связанные с Уралом Рахимовым) и оптимизации технологических процессов, заключает эксперт.