Пекинская автомобильная рулетка
Пекин придумывает все новые методы борьбы со смогом и пробками. Чтобы жителям столицы легче дышалось, городские власти со следующего года сократят квоты на покупку гражданами автомобилей с текущих 240 тыс. до 150 тыс. в год. При этом, чтобы сесть за руль, пекинцам придется еще и довериться удаче — автомобильные номера можно получить, только выиграв специальную лотерею.
Пекин наряду с семью другими китайскими мегаполисами входит в десятку городов мира с самым загрязненным воздухом. По данным отчета Accenture Sustainability Services APAC, ежегодно столица КНР теряет из-за смога от 19 млрд до 39 млрд долл. Вплоть до начала этого года власти отказывались публиковать данные экологического мониторинга. Однако сильнейшая дымовая завеса в январе-феврале, вызвавшая возмущение жителей, заставила администрацию действовать. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали — основным источником загрязнения являются частные автомобили.
На конец октября в Пекине было зарегистрировано 5,4 млн машин. Город страдает от постоянных пробок (средняя скорость автомобиля в столице составляет всего 15 км/ч), что еще больше ухудшает экологию. Однако местные власти намерены всеми силами сдержать рост автопарка — с учетом новых квот к 2017 году он должен увеличиться всего до 6 млн автомобилей. Таким образом, в 2014—2017 годах пекинцы купят 600 тыс. машин — меньше, чем в одном только 2010 году. При этом власти намерены стимулировать спрос на экологичные автомобили, которые потребляют меньше бензина или вообще работают на электрической тяге. Чиновники рассчитывают увеличить их продажи с 20 тыс. машин в 2014 году до 60 тыс. в 2017-м.
Впервые власти всерьез озаботились проблемой загрязнения воздуха в связи с Олимпиадой в Пекине. Во время Игр была введена система четных и нечетных номеров, которая позволяла автовладельцам выезжать на дороги только раз в два дня. Эта мера позволила тогда снизить уровень загрязнения воздуха на 40%. После этого власти начали экспериментировать. В конце 2008 года была введена система, согласно которой в один из будних дней автомобилисту запрещалось пользоваться машиной: в один из пяти дней автомобилист, чьи номера заканчивались на одну из двух цифр: 1 или 6, 2 или 7, 3 или 8, 4 или 9 и 5 или 0, — не может сесть за руль. В 2009 году на автомобили, чей уровень выхлопов не соответствовал нормам, стали вешать желтые карточки. Обладатели такой метки не могли въехать в Пекин дальше Пятого кольца.
С 2012 года городские власти решили ужесточить требования и к самим пекинцам. Чтобы приобрести легковой автомобиль, тот должен быть зарегистрирован именно в столице, получить водительские права и подтвердить, что не владеет какой-либо другой машиной. Однако удовлетворение этим базовым требованиям вовсе не гарантирует жителю столицы возможность ездить в автомобиле. Чтобы зарегистрировать автомобиль, необходимо принять участие в лотерее, в которой каждый месяц разыгрывается всего 20 тыс. номерных знаков. В октябре, например, число участников розыгрыша превысило 1,5 млн человек.
«Я пытался получить номер 11 месяцев кряду. Чтобы увеличить шансы на успех, кроме меня в лотерее приняли участие мои родители и жена. Нам было неважно, кто из нас выиграет, нам просто нужна была машина», — цитирует The Wall Street Journal топ-менеджера Дерека Хао, который выиграл номер в июле этого года. Примечательно, что в ряде городов получить номер можно не только играя в лотерею, но и приняв участие в аукционе. Так, в Шанхае номера уходят за 14,5 тыс. долл., при том что новые машины местных брендов вроде Chery или Geely можно купить за 3,7—4 тыс. долл.