Батька не заправляет
Минск нашел чем ответить на торговую блокаду Москвы — он пошел на нарушение обязательств по поставке нефтепродуктов в Россию. Коммерческий директор «Новотэк-Трейдинг» Дмитрий Гусев рассказал РБК daily, что вот уже вторую неделю на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже нет предложений от белорусских заводов.
С конца августа на биржевых площадках не было выставлено ни одной тонны белорусского топлива, рассказал РБК daily коммерческий директор ООО «Новотэк-Трейдинг» Дмитрий Гусев. То, что сделок не было, подтвердили на СПбМСТБ. «Видимо, они создают резервы топлива внутри страны на случай ограничения поставок российской нефти», — считает г-н Гусев.
Между двумя странами действует так называемый нефтяной баланс: российская нефть поступает на белорусские НПЗ, а готовая продукция возвращается на рынок соседа. Балансы были составлены только на первый, второй и третий кварталы 2013 года. Потребность в дополнительных объемах белорусского топлива возникла, когда с января этого года к продаже на территории России было запрещено топливо Евро-2. Эти нефтепродукты должны были заместить ушедшие объемы и стать гарантией, что бензиновый кризис весны 2011 года впредь не повторится.
Все шло хорошо до лета. В июле Москва обвинила Минск в неисполнении обязательств, так как объемы продаж белорусского топлива на бирже упали. На деле оказалось, что белорусы выставляли свой бензин, но спросом он не пользовался, так как был слишком дорогой. У Белоруссии есть обязательство по поставке топлива в Россию, но нет обязательств по цене, а также регулярности поставок, напоминает Дмитрий Гусев. Вслед за белорусами ценники на топливо подняли и российские заводы. В итоге в июле цены на биржевых площадках взлетели на 20%.
На прошлой неделе между Россией и Белоруссией разразился новый скандал. Поводом стал арест белорусскими властями гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера. Ответ российской стороны не заставил себя ждать. Коснулось это и поставок нефти на белорусские НПЗ: в сентябре в связи с ремонтом на нефтепроводе «Дружба» Мозырский и Новополоцкий заводы недополучат 400 тыс. т.
Отсутствие белорусского бензина не может серьезно сказаться на внутреннем российском рынке, а также привести к дефициту топлива, считает заместитель начальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. По его словам, за прошедшие полгода поставки белорусского бензина в Россию увеличились и составили 484 тыс. т (общий импорт бензина в Россию — 522 тыс. т). При этом за весь 2012 год поставки из Белоруссии составили 225 тыс. т (общий объем импорта — 458 тыс. т). «То есть поставки белорусского топлива в Россию в этом году могут в два раза перекрыть суммарный импорт 2012 года», — отмечает он. При этом эксперт указывает, что в первой половине 2013 года через биржевые площадки было реализовано около 42% бензинов и эта доля сокращается.
Получить комментарий у представителя «Белнефтехима» вчера не удалось. Оперативно прокомментировать новость в Минэнерго не смогли.