Страна восходящего метра
Президент японской группы корпораций Mikuraya Масаюки Танигучи три года назад учредил брокерский дом для продажи местной недвижимости иностранцам с Тайваня, из Гонкога и Китая. Однако вплоть до декабря прошлого года никто из азиатских соседей не заинтересовался его предложением. Ситуация в корне изменилась с приходом нового премьер-министра Синдзо Абэ, чья политика стимулирования экономики привела к возрождению рынка недвижимости.
«Вначале я был просто ошеломлен. Я знал, что спрос будет, но чтобы ситуация настолько быстро изменилась, такого я, конечно, не мог предположить. Абэномика способствовала удешевлению иены, что для иностранцев превратило местную недвижимость в еще более выгодную инвестицию», — цитирует Bloomberg г‑на Танигучи. Только за декабрь Масаюки Танигучи получил 200 заявок на покупку японского жилья. С 26 декабря, когда Абэ вступил в должность, иена подешевела к доллару на 16%.
В 1980-х годах Япония переживала экономический бум на недвижимость — цены за десять лет выросли в среднем в четыре-пять раз. В 1990 году начался период застоя в экономике, в результате которого к середине 2000-х цены снизились по сравнению с пиковыми в десять раз. После этого рынок начал понемногу восстанавливаться, но финансовый кризис вновь откинул его назад.
«Недвижимость в Японии намного дешевле, чем в Сингапуре, Гонконге или на Тайване, которые пока безуспешно пытаются справиться с ростом цен. В то же время японские мегаполисы дают стабильный доход от аренды, и по прогнозам цены на местную недвижимость продолжат расти», — сказал Bloomberg глава международного подразделения Jones Lang LaSalle Акихико Мицуно. В среднем квартира площадью 1 тыс. кв. футов (93 кв. м) обойдется в Тайбэе (столица Тайваня) в 650 тыс. долл., в Сингапуре — в 785 тыс. долл., в Гонконге — в 2,5 млн долл. В то же время аналогичные апартаменты в Токио потянут на 490 тыс. долл.
На фоне спроса банки вроде тайваньского CTBC Financial Holding разрабатывают для зарубежных инвесторов специальные ипотечные программы. Кредиты выдаются под плавающую ставку 2—3%, привязанную к TIBOR. «Квартира в Токио обеспечит доходность в 6—8%. Даже с учетом выплат по ипотеке она продолжит генерировать доходность в 3—5%», — сказал г‑н Танигучи, который сейчас планирует избавиться от большинства активов в других секторах, чтобы сосредоточиться на этом бизнесе.
Российские инвесторы пока не сильно интересуются рынком в Японии. «Большинство российских покупателей рассматривают недвижимость не как объект по созданию состояния, а как инструмент сохранения средств, заработанных в других сферах бизнеса. Они приобретают объекты на наиболее понятных, стабильных, прозрачных рынках, то есть в Европе (Женева, Цюрих, Лондон, Вена) и Северной Америке (Нью-Йорк). От этих рынков не приходится ждать двузначного роста, зато они предсказуемы и обеспечивают пусть скромную, зато уверенную положительную динамику», — рассказала РБК daily директор департамента жилой недвижимости Knight Frank по России и СНГ Елена Юргенева.
Россиян от вложений в японскую недвижимость удерживает специфика рынка страны. «В Азии, как правило, отсутствует возможность приобретения нерезидентами земли и объектов недвижимости в полную частную собственность — обычно речь идет о долгосрочной аренде от 30 до 90 лет с возможностью ее продления. Можно еще создать азиатскую компанию с номинальными директорами, которые на имя компании приобретут недвижимость в собственность. Однако фактическим владельцем вы при этом все-таки не являетесь, что является ощутимым барьером для входа на рынок. В целом если россияне и приобретают недвижимость в Азии, то это Сингапур, реже Гонконг», — пояснила г-жа Юргенева.