Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Российские музеи включаются в глобализацию

Музеи мира с давних пор практикуют передвижные выставки, обмен коллекциями и т.д., но сегодня культурная экспансия приобретает глобальный характер. Музеи, стараясь удовлетворить спрос на прекрасное, продвигают теперь в далекие страны свои бренды, свои культурологические истории. Происходит музейная глобализация.
Российские музеи включаются в глобализацию

На острове Ас-Саадият, прилегающем к столице ОАЭ Абу-Даби, возводится второй Лувр (что займет почти 30 лет и около 1 млрд долларов). Эрмитаж открывает еще один выставочный центр за рубежом – в этот раз в итальянском городе Серрара (такие центры уже работают в Лондоне и в Амстердаме).

"Культура – это экспортный товар, – подчеркивает в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Как музейные сайты превращают Интернет из помойки во что-то приличное, так и музейные центры позволяют делать глобализацию более человечной". По словам М.Пиотровского, экономический элемент в таких проектах не значителен, расходы, как правило, берет на себя принимающая сторона, а компенсации не велики.

Однако билеты в Эрмитаж Санкт-Петербурга оцениваются в 100 рублей, а на совместную выставку Эрмитажа и немецкого Гуггенхайма в Лас-Вегасе – уже в 100 долларов. Не стоит забывать и про разные формы государственно-частного партнерства (ГЧП) на базе культовых музеев: рестораны, магазины, производство сувениров, туристический бизнес. Нередко эти предприятия расцветают под сенью музейных брендов.

В то же время потенциал музеев зачастую остается незадействованным: в стенах того же Эрмитажа посетители могут увидеть лишь около 3% от всей коллекции – остальные 97% в запасниках и кладовых (они и представляют собой резерв для роста всемирной сети петербургского музея).

При этом музеи нередко работают на пике пропускной способности. Лидирует "по посещаемости" парижский Лувр (7 млн зрителей в год), следом идет музей Метрополитен в Нью-Йорке (4,5 млн), замыкает тройку Национальная галерея в Лондоне (4,2 млн). Наши Эрмитаж и Третьяковская галерея лишь в хвосте первой десятки: Эрмитаж – на седьмом месте по популярности (2,6 млн посетителей в год), Третьяковка – на десятом (1,3 млн).

"Ничто не препятствует открывать центры в других городах и странах, кроме, быть может, отсутствия соответствующих менеджерских навыков у музейных специалистов", – считает директор Института культурной политики Михаил Гнедовский. Впрочем, с этим не совсем согласен М.Пиотровский: "Эффективные менеджеры едва ли привлекут в музеи много денег, они только все развалят". Наиболее важным моментом эксперт считает сочетание экономических критериев с идеологическими, моральными.

Очевидно, новые веяния не должны повредить российскому музейному фонду, и наоборот – призваны "встряхнуть" его. Нельзя не признать правоту тех специалистов, что упрекают многие наши музеи в неумении быть интересными. Так, в музее космонавта №2 – Германа Титова – в деревне Полковниково на Алтае, не вызывая никакого интереса у посетителей, хранится "кусок Луны". Это бесполезная глыба на общепитовской тарелке, по выражению М.Гнедовского, тогда как прикосновение к кусочку Луны считается едва ли не кульминационным моментом посещения Национального аэрокосмического музея в Вашингтоне.

К слову, хранители музея Юрия Гагарина в его родном селе Клушино на Смоленщине отличились большей сноровкой: они догадались, как это ни странно, продавать землю с огорода первого космонавта Земли (ее фрагменты вклеиваются в памятные календарики).

Можно с уверенностью прогнозировать, что в ближайшие годы музеи будут стараться диверсифицировать свои бренды, создавая новые точки притяжения посетителей: или за счет того, что коллекции будут вывозиться, или за счет привлечения туристов. Заметим, на международном рынке музейных ценностей сегодня безусловный приоритет имеют русский авангард и икона. "Надо создавать, "упаковывать" новые бренды", – призывает М.Пиотровский.

Остается добавить, что российских музеев скоро коснется институциональная реформа (в рамках административной), как недавно она коснулась театров. Главная цель – повысить эффективность управления собственностью, максимально сократив госрасходы. "Поиск новых организационных форм уже идет полным ходом, – говорит М.Гнедовский, – например, создаются фонды и прочие некоммерческие организации, позволяющие музеям строить отношения со спонсорами, с бизнесом и т.д. Можно только догадываться, чем она обернется для тех, кто не успеет "упаковаться". Таким образом, наши музеи начинают конкурировать как на внешнем рынке, так и на внутреннем.

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Суд взыскал с рыбопромышленников Дальнего Востока 17,4 млрд руб. Общество, 07:20
Директор МВФ от России обвинил фонд в финансировании терроризма Политика, 07:08
РСПП попросил пересмотреть механизм определения платы за аренду портов Бизнес, 07:00
Власти Украины захотели ограничить спутниковую съемку территории страны Политика, 06:58
Число погибших в результате обвала автомагистрали в Китае выросло до 36 Общество, 06:48
Как доля закрытых расходов бюджета выросла выше 20% Экономика, 06:25
В МВД предложили сделать обязательным флаг России на номерах автомобилей Общество, 06:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Госдепе заявили об угрозе интеграции Грузии в ЕС и НАТО Политика, 06:18
ФСБ обвинила жителя Приморья в работе на украинскую разведку Политика, 05:45
Смоленский губернатор сообщил о попытке дронов атаковать энергообъект Политика, 05:27
Антонов заявил, что США пытаются запугать Китай санкциями против России Политика, 05:15
Кулеба призвал «взглянуть в глаза» правде о военной эффективности России Политика, 05:01
В США украинского хакера из банды REvil приговорили к 13 годам тюрьмы Общество, 04:32
Прокуроры потребовали устранить сбои в доставке международных посылок Бизнес, 04:09