Свои среди чужих
В России надеются на новый ресурс влияния – партии соотечественников за рубежом. В качестве примера в Совфеде приводят недавно появившуюся в ФРГ партию «Единство» и ждут появления аналогичных сил в Италии и Франции.
В четверг в Совете Федерации обсуждалось совершенствование механизмов взаимодействия России с зарубежным «русским миром». «Организациям соотечественников необходимо переходить к превращению в самостоятельную влиятельную общественную силу в тех странах, где они проживают. Этот процесс должен быть поддержан со стороны России», – сказал председательствовавший на круглом столе сенатор Константин Косачев, возглавляющий комитет по международным делам Совета Федерации.
Союзник в Германии
В качестве положительного примера и новой тенденции сенатор и член того же комитета Игорь Морозов привел формирование в Германии партии «Единство» (Einheit), которая, по его словам, уже получила регистрацию в некоторых федеральных землях ФРГ.
Председатель партии Дмитрий Ремпель рассказал РБК, что партия была создана весной 2013 года, на конец прошлого года в ней состояли более 4 тыс. человек по всей стране. Регистрацию партия получила в трех федеральных землях, но учредительные собрания были проведены и в других землях, партия ждет документов по регистрации. По его словам, партия участвовала в местных выборах в прошлом году, однако провести своих депутатов не смогла, тем не менее ее представители работают в комитетах по миграции при нескольких городских советах.
«Можно сказать, что мы поддерживаем позицию России по многим вопросам – по Украине, противодействию переписыванию истории, противодействию росту националистических настроений здесь, в Европе. Здесь мы союзники и готовы поддерживать Россию в этих направлениях», – говорит Ремпель. По его словам, никакой помощи, в том числе финансовой, из России партии никто не оказывает: «Мы немецкая партия, не ориентируемся на российскую помощь, да и не хотим ее, иначе это будет расценено как вмешательство». При этом у партии и ее представителей есть контакты с российскими бизнесменами и общественными движениями, говорит он. Финансирование партии осуществляется за счет членских взносов и пожертвований, рассказал Ремпель.
Российская помощь, рассказал Морозов, заключается в публичной поддержке: «Мы поддерживаем с ними контакт и считаем, что нам нельзя закрывать глаза на совершенно новые процессы, а нужно публично поддерживать новую партию, ее развитие, официально встречаться на парламентском уровне». Морозов уверен, что публичная поддержка со стороны России не повредит немецкой партии. Ремпель рассказал, что первыми, кто пригласил его на беседу, были представители американского посольства: «Немного за державу обидно».
Морозов говорил, что аналогичная политическая инициатива может появиться во Франции и Италии. Ремпель говорит, что из этих стран поступали общественные инициативы создать филиал партии, в этом случае появится возможность кооперироваться в едином европейском пространстве и участвовать в выборах в Европейский парламент.
Пассивность соотечественников
В Германии для переселенцев из стран бывшего Советского Союза до сих пор было несвойственно объединение на общинных принципах, выходцы из Союза традиционно стараются держаться друг от друга подальше, говорит Владислав Белов, замдиректора по научной работе в Институте Европы РАН. Белов замечает, что для того, чтобы стать партией, «Единству» нужно участвовать в выборах. Всего в Германии около 60 активно действующих политических партий и движений, которые всегда внимательно относятся к появлению новых участников политической жизни, реагируют на их повестку.
«Наши люди достаточно аполитичны, но события на Украине всколыхнули – люди активно выходят на демонстрации, собирают гуманитарную помощь для Донбасса, активно высказываются в соцсетях. Мы пытаемся это использовать», – говорит Ремпель.
В программе партии и в требованиях к местным выборам «Единство» сосредоточилось в основном на внутренней повестке. Партия считает необходимыми отмену деятельности фирм по временному трудоустройству, облегчение процедуры воссоединения семей, отмену сексуального образования в начальных классах, обязательное изучение истории немцев-переселенцев в рамках школьной программы и пр. Всего, по оценке партии, в Германии проживают свыше 15 млн человек с миграционным прошлым: 4 млн переселенцев имеют немецкое происхождение и гражданство, еще примерно 4 млн приобрели гражданство страны, подав соответствующую заявку, около 7 млн – иностранцы.
Партия переселенцев и мигрантов – это маргинальная организация, влияния на политический ландшафт Германии она не имеет, говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Если Россия поддерживает подобные силы, то эффект от этого крайне сомнительный, отмечает эксперт.
С началом украинского конфликта в западных СМИ неоднократно сообщалось о поддержке, которую российские власти оказывают консервативным силам – «Национальному фронту» Марин Ле Пен во Франции, ФИДЕС премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, болгарской партии «Атака», австрийской Партии свободы. На мероприятиях, посвященных «Новороссии», частые гости – представители итальянской националистической «Лиги севера».
При участии Михаила Рубина, Дарьи Цой, Лолы Тагаевой