Перейти к основному контенту
Общество⁠,
0

Деньги и чашечка кофе

Фото: PhotoXPress.RU
Фото: PhotoXPress.RU

Шай Грановский, бывший партнер инвесткомпании «Третий Рим», несколько лет назад вместе с группой инвесторов выкупил компанию «Сафари-кофе», которая развивала производство кофе по собственной технологии. Бизнес под руководством Грановского и его коллег вырос в четыре раза и сейчас занимает около 10% на рынке натурального кофе. Главный вызов для компании, как и в целом для российской кофейной индустрии сейчас, — изменение курса валют, что значительно увеличит стоимость сырья.

К моменту, когда Шай Грановский и его партнеры заинтересовались «Сафари-кофе», компания работала на рынке уже пять лет. Ее основатель Андрей Бредихин запатентовал собственную технологию обработки зерен и создал бренд «Живой кофе» (см. врез «Технологические нюансы»). Кофе уже продавался в большинстве федеральных торговых сетей в основном как товар премиального сегмента (от 20 до 130—150 долл. за упаковку). По данным системы СПАРК, по итогам 2009 года выручка «Сафари-кофе» составила более 10,4 млн руб. (293,9 тыс. долл.).

Годовой оборот бизнеса Бредихина, по оценкам Грановского, к 2010 году составлял около 10 млн долл. Грановский с партнерами предложил основателю продать им бизнес за сумму, равную годовому обороту. Бредихин рассказал РБК, что согласился, так как понимал, что для дальнейшего развития бизнесу потребуются большие инвестиции в производство и дистрибуцию, а сам такими средствами не обладал. Бредихин передал новым акционерам также свой патент на технологию обжарки. Другие детали сделки он раскрывать не стал.

Кофе с новыми хозяевами

Новые собственники «Сафари-кофе» инвестировали в оборудование производства под Подольском около 10 млн долл. Дороже всего обошлись машина для обжарки зерен с барабаном на 150 кг, машина для фасовки, оборудование для помола кофе. На аренду помещений в 4 тыс. кв. м, где разместились производственная площадка, склад сырья и склад готовой продукции, компания тратит несколько миллионов рублей в месяц.

Поскольку производство кофе по запатентованной технологии занимает больше времени, то и себестоимость его оказалась на 15% выше среднерыночной.

Зерна закупаются по биржевым ценам, поэтому расходы на сырье варьируются ежемесячно. Сейчас цены на товарных биржах сильно растут. Стоимость фьючерса на кофе арабика с поставкой в марте на нью-йоркской ICE Futures в феврале достигла отметки 1,77 долл. за фунт — рост с ноября более чем в 1,6 раза. На фьючерсы с более поздним сроком контракта цена прошла порог в 1,8 долл. Кофе поставляется мешками по 60 кг (чуть больше 132 фунтов). Европейская ассоциация профессионалов кофе (Speciality Coffee Association of Europe), отталкиваясь от расчетов бразильских производителей, оценивает, что в сезон 2014/15 года (он начнется в апреле) производителям будут доступны лишь от 46,53 млн до 50,15 млн мешков кофе. Для сравнения: в 2013—2014 годах было реализовано 57,2 млн мешков, в 2012—2013 годах — 56,8 млн мешков. На фоне дефицита урожая в Латинской Америке на рынке зеленого кофе прогнозируют скачок цен.

По словам Грановского, компания продает около 250 т кофе в месяц, а самих кофейных зерен закупает на 15—20% больше.

Пить по-русски

Оборот «Сафари-кофе» по итогам 2013 года составил 40 млн долл. Годовые объемы продаж компании в последние несколько лет, по оценкам Грановского, растут на 30—40%. В 2013 году, по его подсчетам, их доля на российском рынке натурального кофе составила 10%. В этом компания «Сафари-кофе» движется в ногу со всем рынком. Ассоциация «Росчайкофе» оценивает российский рынок зернового и молотого кофе по итогам 2012 года в 41,5 тыс т. И с каждым годом его потребление растет: россияне отказываются от растворимого кофе и присоединяются к культуре кофеварения. По оценкам главы ассоциации Рамаза Чантурии, в течение последних нескольких лет сегмент зернового и молотого кофе растет на 5—7% в год.

Генеральный директор KLD Coffee Importers LTD Андрей Эльсон объясняет такую динамику тем, что россияне все чаще пьют кофе вне дома, в кафе и ресторанах, где не подают растворимый кофе. По его оценкам, российский рынок жареного зернового и молотого кофе в прошлом году составил 45 тыс. т. Именно в этом сегменте сильны позиции отечественных производителей (см. врез «Конкуренты»)

Оба эксперта сходятся во мнении, что на работе всех российских производителей негативно скажется рост курс доллара к рублю. Это приведет к изменению закупочных цен на зерна и корректировке ценника на прилавках магазинов. Но по мнению Чантурии, скачок не будет столь же существенным, как на бирже. В зависимости от ценового сегмента кофе, сырье в структуре его себестоимости жареного/молотого кофе занимает от 50 до 70%, а в цене товара на полке этот показатель может еще снизиться из-за высоких розничных торговых наценок. Регулируя маркетинговые бюджеты, производители кофе могут какое-то время не допустить резкого роста цен в магазинах.

Заграница поможет

«Сафари-кофе» уже ощутили на себе колебания курсов валют, но рассчитывают, что смогут нивелировать риски выходом на новые рынки. В марте 2014 года компания начинает поставки в Великобританию и до конца года планирует выйти на рынок Германии. В двух этих европейских странах оборот компании может вырасти до тех же масштабов, что и сегодня в России всего за два года, считает Грановский. Это связано с большей любовью европейцев к кофе. Например, исследование компании Kantar Media показало, что 800 тыс. британцев посещают магазины кофе не меньше четырех раз в неделю. По подсчетам Грановского, средний россиянин потребляет не больше 1—2 кг кофе в год. В странах Западной Европы этот показатель достигает 13—14 кг в год.

Если за счет экспансии на новые рынки оборот «Сафари-кофе» вырастет до 70 млн долл., то акционеры готовы открыть еще одно производство в Голландии и Германии. Размер инвестиций, необходимых для оборудования каждой производственной площадки, не превысит вложений в производство в Подольске.

Не только на полке

В России компания Грановского планирует сделать ставку на собственную розницу, хотя на данный момент присутствует в большинстве федеральных сетей, через которые и сбывает 60% продукции. Сейчас у «Сафари-кофе» открыто более десяти точек в Москве и ближайшем Подмосковье — в основном в торговых центрах. Средний чек покупателя в магазине «Живой кофе» варьируется от 350 до 500 руб. Месячный объем продаж через собственную розницу колеблется от 14 тыс. долл. в низкий сезон (летом, когда любовь россиян к горячим напиткам падает) до 30 тыс. долл. зимой на точку. К концу 2014 года предприниматель планирует открыть как минимум еще десять новых магазинов под собственным брендом.

Купить «Живой кофе» можно и через интернет-магазин на сайте компании. На него и собственную розницу в совокупности приходится чуть больше 10% продаж компании. Через интернет-канал в предпраздничные месяцы «Сафари-кофе» активно продает подарочные наборы кофе (средний чек — 90 долл.).

Корпоративным клиентам из Москвы «Сафари-кофе» поставляет кофемашины в аренду при условии ежемесячной покупки капсул «Живого кофе». Кстати, капсулы компания начала производить только в 2012-м, и первоначально они подходили только для собственных машин. В начале этого года появились капсулы для кофемашин Nespresso. Они изготавливаются на специальном фасовочном аппарате. Себестоимость 1 кг кофе в капсулах (в сравнении с 1 кг кофе в зернах) сильно увеличивается из-за расходов на упаковку. В среднем десять капсул «Живого кофе» стоят около 6—7 долл. Пока капсульный кофе занимает не более 10% в структуре продаж компании. Грановскому удается реализовывать несколько тысяч упаковок с капсулами в месяц.

Самые активные заказчики кофе не платят за аренду аппаратов. «Сафари-кофе» установила кофемашины в офисы более ста крупных компаний, которые каждый месяц закупают у производителя около 100 кг кофе. Еще около трехсот клиентов меньшего масштаба (среди них много салонов красоты, офисы стартапов, небольшие студии) покупают у «Сафари-кофе» 10—50 кг каждый месяц. Помимо владельцев офисов кофемашины в аренду на тех же условиях берут организаторы деловых мероприятий.

КОНКУРЕНТЫ

«Орими Трэйд»

Елена Холупко, директор по маркетингу ГК «Орими Трэйд», рассказала, что компания развивает два кофейных бренда — «Жокей» (среднеценовой сегмент) и Jardin (премиум). Для производства Jardin используется особая технология, которая сокращает время обжарки до 7 минут вместо традиционных 14 минут.

Кофе «Орими Трейд» производится на фабрике «Невские пороги», которая входит в структуру группы компаний. Объем производства и продаж зернового и молотого кофе компании в 2013 году составил около 11 тыс. т.

КУППО

КУППО в сегменте натурального кофе продвигает бренды «Кураж», «Петр Великий» (в экономсегменте), «Аttache» — в среднем сегменте, «Pour Moi» — премиум и «Gran Rich» — только для кафе и ресторанов. В сегменте натурального кофе компания продает 250 т в месяц. Долю КУППО на рынке натурального кофе ее сотрудники оценили в 10%.

«Продукт-Сервис»

ЗАО «Продукт-Сервис» продает кофе под брендом Lebo. Ирина Цыганова, директор по продажам компании, считает, что доля ЗАО «Продукт-Сервис» достигает 15—20% на рынке зернового и молотого кофе. Объем производства и продаж она не называет.

В «Московской кофейне на паяхъ» (бренды «Арабика», «Коломбо», «Царь Петр»), а также в представительстве израильской Strauss Group (бренды «Черная карта», Roberto TOTTI, Ambassador и др.; продукция для России производится на фабрике во Владимирской области) на запрос РБК о комментарии не ответили.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 04:16
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 04:16
Politico узнало об отказе Японии конфисковать активы России по плану ЕС Политика, 04:14
Зеленский заявил о «скоординированных позициях» с главами ЕК и НАТО Политика, 04:11
Шестой аэропорт ограничил полеты Политика, 03:54
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Times узнала, когда ЕС огласит решение по конфискации активов России Политика, 03:34
Израиль нанес новый удар по Ливану Политика, 03:13
Фон дер Ляйен призвала ускорить конфискацию российских активов Политика, 02:55
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Трамп заявил, что Европа «движется в очень плохом направлении» Политика, 02:23
Ким Чен Ын выразил соболезнования в связи со смертью посла России в КНДР Политика, 02:11
Путин обновил состав СПЧ Политика, 01:44
Axios сообщил о попытках США отдалить Зеленского от европейских союзников Политика, 01:31
В Netflix раскрыли позицию Трампа насчет выкупа студии Warner Bros. Бизнес, 01:13
Трамп заявил, что «ничего» не дал Украине Политика, 01:02
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00