Выпьют только инвесторы
Российский венчурный фонд Bright Capital Digital (BCD) стал соинвестором немецкого клуба онлайн-продаж вина Wine in Black. Пул инвесторов, который также включает фонды E.ventures, Passion Capital и Project A, вложил в стартап 5 млн евро. Для российского фонда Wine in Black станет первым объектом инвестиций в онлайн-ритейл. Его партнеры считают, что в будущем у проекта могут быть неплохие перспективы и в России. Однако сейчас в стране запрещены продажи алкоголя через Интернет.
О сделке с германским Wine in Black РБК daily рассказал партнер BCD Вадим Тарасов. Для созданного в 2011 году онлайн-клуба по продаже вина инвестиции в 5 млн евро от E.ventures, Passion Capital, Project A и BCD станут вторым формальным раундом. Свою долю в инвестициях BCD не раскрывает, горизонт выхода из проекта оценивается в два с половиной — четыре года.
По словам г-на Тарасова, основным мотивом к инвестированию стало то, что проект работает в высокомаржинальном сегменте. «У онлайн-коммерции одна из самых больших проблем — количество возвратов и частота покупок. В случае с винами отказов практически нет, а покупки совершаются чаще, чем одежды или обуви», — объяснил партнер BCD.
Wine in Black представлен в Германии, Голландии и Франции. Проект представляет собой закрытый клуб, в котором осуществляются продажи дорогих вин. В базе клуба уже более 200 тыс. пользователей, ежемесячный прирост аудитории — 10 тыс. человек. Средняя стоимость бутылки вина, которую продает магазин, — 15 евро.
По данным исследовательской компании Euromonitor за 2011 год, онлайн-продажи вина являются значимым каналом сбыта во всех странах ЕС, за исключением Литвы, Греции и Румынии. Чаще других заказывают вино через Интернет жители Великобритании (6,6% от всего объема продаж) и Бельгии (6,9%). При этом оборот интернет-торговли вином в Великобритании — крупнейший в Европе, 1,08 млрд евро. На основном в ЕС винном рынке Франции на долю интернет-продаж в 2011 году приходилось 2,6% объема реализации, оборот составил 655 млн евро.
Клубная система продаж для вина выгодно отличается высоким средним чеком и хорошей частотой заказа, а также решает проблему выбора для массового потребителя, отметил инвестиционный аналитик Fastlane Ventures Андрей Куликов. В европейских странах это будет бизнес с оборотом в десятки миллионов долларов, добавил он.
Правда, привести проект в Россию у BCD вряд ли получится. В стране с 2007 года действует запрет на дистанционную торговлю алкоголем. За последние пять лет различные общественные организации несколько раз пытались поднять вопрос об отмене этой нормы, однако позиция государства по этому вопросу осталась неизменной. По мнению сторонников запрета, основным аргументом в его пользу является невозможность установить возраст покупателя в момент совершения сделки, а также проследить соблюдение запрета ночных продаж спиртного. В BCD знают об этом, но, как говорит Вадим Тарасов, были бы счастливы, если бы законодательство изменилось. Пока фонд рассматривает инвестиции в Wine in Black как более глобальный шаг.
Тем не менее в России интернет-торговля спиртным — явление распространенное, при этом продавцы алкоголя предлагают свои услуги без лишней конспирации. Существует несколько нехитрых способов обойти запрет на дистанционную торговлю спиртными напитками, рассказал РБК daily владелец одного такого интернет-магазина. «Запрет действует только в отношении продажи алкоголя физлицам, продавать алкоголь дистанционно юрлицу не является нарушением, — подчеркнул собеседник издания. — В случае продажи физлицу курьеру, осуществляющему доставку, выдается доверенность, которая подписывается клиентом перед получением товара. В этой доверенности указано, что клиент поручил курьеру осуществить покупку и доставку конкретного товара, что легализует данный процесс».
Правоохранительные органы смотрят на деятельность подобных интернет-магазинчиков сквозь пальцы. «Прессинга с их стороны нет. Они примерно представляют наш бизнес, наши обороты и не создают особых проблем. Все возникающие вопросы решаются», — пояснил собеседник РБК daily.