Дорогие дешевые авиалинии
Основные причины банкротства авиакомпаний — высокая конкуренция, последствия кризиса 2008 года на фоне увеличивающихся пассажиропотоков, а также неэффективное управление. Это вынуждает авиакомпании идти на демпинг и закрывать финансовые дыры за счет больших объемов перевозок. Из-за низких цен, вызванных демпингом, авиакомпании стремятся покрыть расходы благодаря увеличению оборотов, но их эксплуатационные и административные издержки все равно превышают прибыль.
Конечно, у каждого из последних крупных банкротств на рынке авиаперевозок есть свои сценарии. Одними из причин банкротства авиакомпании «Аэросвит» стали передел собственности на Украине, олигархические и политические игры. Не справилась с политическими рисками и «Донбассаэро». С банкротством авиакомпании «Кубань» ситуация обстояла иначе. На государственном уровне было заявлено, что на российском рынке количество небольших авиакомпаний должно сократиться — мелкие авиаперевозчики перестали получать от государства поддержку, и условия их существования крайне осложнились. Вся государственная поддержка и лидерство на рынке принадлежат крупным перевозчикам. В такой сложной ситуации на «Кубань» свалились неподъемные долги Sky Express.
В сложившихся сейчас условиях на российском рынке пассажирских авиаперевозок мелким игрокам сложно выжить, нормально чувствовать себя могут только крупные игроки. Ситуация с отечественными лоукостерами показывает, что, несмотря на все попытки выстроить дистрибуцию и модель бизнеса на западный манер, бюджетные авиакомпании не могут выйти даже на самоокупаемость. Поэтому появление новых самостоятельных российских лоукостеров на сегодняшний день и в ближайшем будущем маловероятно. Как один из вариантов в России сейчас возможно создание лоукостеров на базе крупных отечественных авиакомпаний, например «Аэрофлота». В случае одной административной и обслуживающей базы (единый терминал, техподдержка, хендлинг и т.п.) такой проект, возможно, сможет функционировать успешно.
Чтобы лоукост-авиакомпании могли успешно развиваться в России, нужна как минимум инфраструктурная возможность снижения платы за обслуживание в аэропортах. Также должна быть выстроена сильная и эффективная система онлайн-продаж билетов по примеру западной. В настоящий момент такой системы нет, хотя рынок развивается динамично и внушает оптимизм.
Естественно, пассажиры всегда хотят сэкономить на авиаперелетах и стремятся купить самые дешевые авиабилеты. Но если вы не хотите попасть в неприятную ситуацию из-за банкротства авиакомпании, взвешивайте свои риски перед покупкой каждого авиабилета. Следите за новостями авиаиндустрии и не пренебрегайте чтением аналитических статей о положении авиакомпаний. Лучше незначительно переплатить за авиабилеты крупного перевозчика, которого может поддержать государство, чем сэкономить 30—50 долл. и потом застрять в аэропорту без надежды вернуть деньги даже через суд.
Впрочем, пока на отдельных направлениях внутри России этот совет неактуален — не секрет, что авиасообщение между некоторыми уголками России выполняет лишь одна небольшая местная авиакомпания. Тем не менее общая проблема небольших, локальных авиакомпаний — старый авиапарк — представляется трудноразрешимой. У них нет возможностей купить новую, более современную технику. Из-за этого перспектив на рынке у них немного, даже в формате лоукостеров.