Приватизация без наручников
Экспертный совет Белого дома в целом одобрил проект госпрограммы по управлению федеральным имуществом. Однако экономисты считают, что документ необходимо пополнить рядом новелл. В частности, предлагается включить в документ дополнительные меры, направленные на предотвращение криминальных схем при продаже госактивов, и просчитать их реальную стоимость. Члены правительства взяли двухдневный тайм-аут на обдумывание озвученных инициатив.
Проект госпрограммы «Управление федеральным имуществом до 2018 года» был разработан Минэкономразвития совместно с Росимуществом и Росрезервом и должен быть рассмотрен на заседании правительства с участием Дмитрия Медведева 7 февраля. Документ предусматривает, в частности, повышение эффективности управлением госсобственностью и компаниями с госучастием, обеспечение контроля за управлением имуществом и др. Сам проект предполагает два варианта финансирования — базовый и оптимистичный. По первому расходы бюджета на ближайшую пятилетку составят около 33,4 млрд руб., по второму — 52,4 млрд руб. Вчера состоялось обсуждение проекта госпрограммы с участием экспертов и министра «открытого правительства» Михаила Абызова. С общей концепцией госпрограммы экономисты согласны, но в то же время указали и на недостатки.
К примеру, госпрограмма не учитывает риски криминализации процесса приватизации. «Необходимо дополнить ее отдельным разделом, который бы предусматривал меры по управлению рисками и противодействию криминальным действиям», — считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По словам главы Росимущества Ольги Дергуновой, идея может быть реализована, правда, немного в другом формате. «Мы согласны с тем, что должен быть подготовлен отдельный документ. Но целесообразно распространить его в целом на отчуждение собственности, а не только на приватизацию. И делать это не в рамках госпрограммы, а в рамках отдельной программы, так как на это требуются отдельные финансовые ресурсы», — подчеркивает г-жа Дергунова.
Еще одним немаловажным неучтенным в документе моментом является реальная стоимость госактивов. Сейчас номинальная стоимость многих госактивов составляет 1 руб., при этом на них распространяются льготы по налогу на имущество. Для получения адекватного экономического эффекта от приватизации нужно реально оценить эти активы и отменить налоговые льготы, считает директор по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко. Так, согласно оптимистичному варианту, в ближайшие пять лет ФГУПов вообще не должно остаться (по базовому сценарию, их количество должно сократиться до 827), а число акционерных обществ с госучастием должно уменьшиться с 2322 до 200 (базовый — 1121).
Предлагают эксперты также поменять подход и к привлечению специалистов. По их мнению, в госпрограмме нужно предусмотреть механизм конкурсного привлечения профессиональных инвесторов (включая венчурные фонды) в капитал госкомпаний с целью повышения их стоимости перед приватизацией. Экономисты также считают необходимым прописать использование различных долговых инструментов для повышения капитализации федерального имущества — например, через выпуск облигаций, которые могли бы войти в портфель пенсионных фондов.