Вместе с портфелем министра строительства и ЖКХ Михаилу Меню доверили две самые коррупционные отрасли экономики, где откаты стартуют от 30%, говорят в администрации президента. Удастся ли главе нового министерства навести порядок — большой вопрос. Предложения Минрегиона, который до последнего времени этим занимался, встречали активное сопротивление лоббистов, рассказали РБК daily в правительстве.
Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой), о скором появлении которого говорили в кулуарах с первых дней премьерства Дмитрия Медведева, наконец создано. В пятницу о соответствующем решении объявил Владимир Путин. Портфель министра он предложил экс-губернатору Ивановской области Михаилу Меню (до 2005 года несколько лет работал в команде мэра Москвы Юрия Лужкова). Президент не стал скрывать, что тема ЖКХ ему оскомину набила.
«Откаты в ЖКХ и строительном секторе стартуют от 30%, — рассказал РБК daily источник в Кремле. — Неизвестно еще, в каком секторе ситуация гибельнее для экономики и прибыльнее для коррупционеров. Наверное, в ЖКХ. Потому и решено выделить эти темы из Минрегиона в отдельное министерство».
В основу Минстроя ляжет не только подведомственный Минрегиону Госстрой, но и три департамента Минрегиона (по строительству, ЖКХ и олимпийским проектам), рассказал РБК daily Михаил Мень. В течение двух недель он надеется полностью сформировать министерство, а к новому году сдвинуть с мертвой точки ситуацию в самых коррупционных сферах российской экономики. «Мы сделаем это как минимум в законодательной плоскости, — уточнил новый министр. — Отдельные законы есть, есть наши наработки, мы их обобщим и внесем в правительство».
Задачи Михаила Меня
Строительство и ЖКХ отнимали 60% рабочего времени Минрегиона, на другие, не менее важные вопросы сил практически не оставалось, говорит высокопоставленный чиновник Белого дома. «Вопросы ЖКХ — непрозрачная сфера, и сколько Минрегион ни пытался улучшить ситуацию в этой области, он встречал мощное сопротивление со стороны лоббистов», — добавляет он.
«Сейчас реформа ЖКХ основывается исключительно на тарифном регулировании, от которого в итоге страдает население, — объясняет собеседник РБК daily. — Нет надлежащего учета коммунальных ресурсов, экономического обоснования тарифов, четкого понимания дальнейшего развития. Есть более 150 законов и около 3 тыс. подзаконных актов, и ни один из них не работает». Если посмотреть, как рассчитывается тариф за тепло и энергию, получится, что население переплачивает порядка 40%, добавляет он. Минрегион предлагал сделать механизмы расчета более прозрачными, однако встретил сопротивление в правительстве, знает чиновник Белого дома.
Руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве Андрей Чибис поддерживает преобразование Госстроя в министерство. «Когда Госстрой был в подчинении Минрегиона, не было слаженности в работе, — напоминает он. — Министерство занималось нормативной политикой, Госстрой был призван исполнять решения, и эта система постоянно сбоила, было внутреннее напряжение».
Новое министерство должно внедрить на практике «новые правила игры» (долгосрочные тарифы, концессии, ужесточение ответственности в сфере управления жильем и др.), считает Чибис: «А эффективность министерства будет зависеть от того, насколько драйверскую команду сможет создать новый министр». Возможность своего перехода в Минстрой он комментировать не стал.
Михаил Мень заявил, что раздувать штат Минстроя не планирует. «Обойдусь теми, кто достанется от Минрегиона, — обещал он. — Разве что подразделением юристов укреплю. С собой приведу только самое ближайшее окружение — людей, которые со мной с 2000 года сначала в Московской области, потом в правительстве Москвы, а потом и в Иванове».
Судьба Минрегиона
За Минрегионом остаются две основные функции: согласование федеральных целевых программ и развитие межнациональных отношений, — и есть три варианта дальнейшей судьбы ведомства, рассуждает федеральный чиновник. Первый — оставить все как есть, но тогда министерство будет проигрывать по количеству курируемых вопросов, говорит собеседник РБК daily. Второй — создать отдельное Министерство по национальной политике, но, по сути, этот вопрос курируют и в администрации президента, и новая структура может стать лишней, продолжает он. И последний вариант — расформировать Минрегион, передав функции по управлению ФЦП в профильные ведомства, а вопросы по национальной политике — на уровень администрации президента. К какому из вариантов прибегнут, пока не понятно, все решат следующие полгода-год, говорит федеральный чиновник.