Защита на четверку
Банк России пытается предотвратить повторение ситуации с массовым вбросом фальшивых денег в банкоматы. Регулятор готовит изменения в свою нормативную базу, которые обяжут банки проверять купюры как минимум на четыре машиночитаемых признака. Однако устройства некоторых пострадавших банков уже работают по такому принципу. В частности, вице-президент ВТБ24 Алексей Дегтярев сетует на то, что фальшивомонетчиков это не остановило.
Требование регулятора по обязательному распознаванию не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот сейчас действует только в отношении банкоматов с функцией рециркуляции (когда устройство выдает те же купюры, которые получает через устройство приема наличных). Для остальных устройств, где функции приема и выдача купюр разделены, они носили рекомендательный характер.
После массовых атак фальшивомонетчиков в октябре на банкоматы крупнейших банков (Сбербанк, ВТБ24, Альфа-банк, Росбанк и др.) ЦБ заявил, что намерен ужесточить требования к программно-техническим средствам банков. Банк России на запрос РБК daily ответил, что разрабатывает проект изменений в Положение №318-П, предусматривающий обязательную проверку не менее четырех машиночитаемых защитных признаков банкнот всеми программно-техническими средствами. Это означает, что во всех банкоматах должны быть использованы решения, которые ЦБ протестировал сам.
Одним из банков, объявившим в начале октября о прекращении приема пятитысячных купюр в своих устройствах, был ВТБ24. Вице-президент Алексей Дегтярев рассказывает, что еще с 2008 года банк начал приобретать cash-in-банкоматы, распознающие четыре признака подлинности купюр. Таких у банка 2,5 тыс. штук. «Но последняя мошенническая атака показала, что злоумышленники идут впереди: фальшивки принимались устройствами, проверяющими четыре признака», — говорит он. По словам г-на Дегтярева, именно с настройкой банкоматов на новый вид фальшивок была связана приостановка приема пятитысячных купюр.
Большинство устройств с функцией приема наличных в ВТБ24 произведено компанией NCR. В компании РБК daily сообщили, что в их арсенале имеются различные варианты программных решений — как рекомендованных регулятором, так и других, которые уже внедрены банками. Неизвестно, используют ли другие пострадавшие банки устройства с четырьмя машиночитаемыми признаками: в Сбербанке, Альфа-банке, Банке Москвы и Росбанке РБК daily отказались предоставить такую информацию.
Зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович считает разумным введение в действие требований по обязательной проверке всех четырех машиночитаемых признаков купюр. «Все банки будут пользоваться только программным обеспечением, сертифицированным ЦБ, таким образом, регулятор возьмет на себя часть ответственности в случае форс-мажоров», — подчеркивает г-н Нахманович. По его мнению, следующим шагом логично будет ввести сертификацию производителей банкоматов, продающих свои устройства и поставляющих оборудование на российский рынок.
Алексей Дегтярев указывает, что переоснащение банкоматов для кредитных организаций может быть сложным процессом, а в некоторых случаях понадобится полная замена всего устройства, это зависит от модели. По словам г-на Дегтярева, переоснащение одного устройства может обойтись минимум в 10 тыс. долл., платежного терминала — 1—2 тыс. долл. «Для того чтобы переоснастить, допустим, «парк» в 2000 устройств, банку может понадобиться полтора-два года», — указывает он.