Частным долгам веры нет
В разгар долгового кризиса европейские политики громко заявляли о необходимости разорвать «порочную связь» между банками и правительствами. Однако с 2010 года местные финансовые институты на четверть увеличили вложения в гособлигации, причем в ущерб кредитованию частного сектора, выяснило агентство Fitch. К этому их подталкивает свод банковских норм «Базель III», признают регуляторы.
Долговой кризис в Европе разразился и принял угрожающие масштабы из-за того, что правительства тратили миллиарды евро на поддержку своих банков, увеличивая госдолги. Это, в свою очередь, создавало уже риски для самих финансовых институтов, которые активно вкладывались в гособязательства, так как инвесторы начинали избегать стран с растущей задолженностью. Наиболее четко это проявилось в Ирландии и на Кипре, которым в итоге пришлось обратиться за внешней помощью. «Мы подтверждаем, что разорвать порочный круг между банками и суверенами — наш императив», — отмечали европейские лидеры по итогам саммита еврозоны в июне 2012 года.
Однако пока эти обещания не выполнены. За 2011—2012 годы 16 крупнейших банков Европы, активы которых оцениваются в 21 трлн евро, а кредитный портфель — 13,5 трлн евро, лишь нарастили скупку госдолга стран региона. Показатель увеличился на 26%, или 550 млрд евро, подсчитали аналитики Fitch. В то же время финансовые институты сократили кредитование европейских компаний на 9%, или на 440 млрд евро.
Рост доли гособлигаций в портфелях ведущих банков региона связан во многом с нормами «Базель III», которые поэтапно вводятся в действие (полностью заработают в 2018 году). Аналитики Fitch не исключают, что «Базель III» поощряет банки кредитовать государство в ущерб частному сектору. Дело в том, что новые правила существенно ужесточают требования к капиталу банков, заставляя их увеличивать долю наиболее ликвидных активов на своих балансах. Например, банки должны формировать резервы по корпоративным кредитам на среднем уровне в 4,7%, в то время как для госдолга этот показатель в 10 раз меньше — 0,4%.
С тем, что «Базель III» подталкивает банки скупать госдолг, согласны и представители самих регуляторов. «Пришло время, чтобы разобраться с отношением надзорных органов к вложениям (банков) в сфере суверенных долгов. Без этого я не вижу надежного способа разорвать порочную связь между банками и суверенами», — отметил недавно председатель немецкого Бундесбанка Йенс Вайдманн в колонке The Financial Times. Сами банкиры настаивают, что скупают госдолг просто потому, что у них нет альтернативы. «Наши избыточные средства просто некуда больше инвестировать. Это настоящая проблема Европы, там просто нет другого выбора. Я бы хотел больше кредитовать компании вместо этого, но просто нет достаточного роста экономики», — цитирует газета гендиректора Erste Group Андреаса Трайхля.
В сентябре банки сократили кредитование компаний на 6 млрд евро против снижения на 12 млрд евро в августе, сообщил ЕЦБ в конце прошлой недели. «Банки, вероятно, считают, что экономическая ситуация и перспективы многих стран еврозоны все еще представляют собой неопределенный и рискованный фон для кредитования, несмотря на то что сейчас валютный союз демонстрирует скромный рост», — отметил в своем отчете экономист IHS Global Insight Говард Арчер. Экономисты, опрошенные Bloomberg, ожидают, что в третьем квартале ВВП еврозоны прибавил 0,2% после роста на 0,3% во втором.