Около руля: кто управляет крупнейшими российскими компаниями
Если в России в молодом возрасте становишься первым лицом крупнейшей компании, то это надолго. У нас больше ценится лояльность, хотя в мире «своим» на подобных постах предпочитают опытных «чужаков» с рынка.
Страна стремительных карьер
Благодаря РБК в России появился свой Fortune 500 — рейтинг крупнейших российских компаний. Мы, бизнес-психологи, верим, что бизнес делают люди и успех компании в первую очередь зависит от того, кто стоит у нее во главе. Какие люди стоят во главе крупнейших компаний?
Начнем с возраста. Средний возраст руководителей российских компаний из списка топ-500–50 лет. Сопоставим со средним стажем работы в должности, который составляет 6,3 года, и получим, что в России в среднем человек становится руководителем мегакомпании в 43 года. И это лишь в среднем, в реальности же многие руководители получают такие назначения и до 40 лет. Очевидно, это очень и очень рано — у нас даже не молодые, а юные топ-руководители. Сравним с мировыми показателями: средний возраст для аналогичной выборки мировых компаний — 58 лет; вычтем средний стаж 5,2 года и узнаем, что первыми лицами крупнейших мировых компаний менеджеры становятся в 53 года — на 10 лет позже, чем в России. Тезис, что в России проще сделать быструю карьеру, подтверждается. Руководить компанией из топ-500 — это финал длинного пути, и в России этот путь менеджеры проходят быстрее.
Это объясняется скорее особенностями эпохи, чем спецификой российского менталитета. Последние 25 лет политическая и экономическая системы России пребывали в состоянии трансформации, и в этот период изменений у талантливых людей было больше возможностей для быстрого роста. Недаром Россия многие десятилетия притягивала самых амбициозных иностранцев: в Америке и Европе нужно долго ждать поста, предлагающего столь высокий уровень ответственности и полномочий.
Хорошо ли это? Те, кто верит в опыт, скажут, что нет, плохо. В 43 может еще не хватать зрелости для руководства гигантами. Но те, кто верит в потенциал, скажут «хорошо». В 43 еще живые мозги, много энергии, человек более адаптивен и готов развиваться.
Своих не меняют
Средний стаж пребывания в должности первых лиц российского топ-500–6,3 года, в то время как в мире — 5,2. Разница не велика, но на большой выборке она имеет значение. Ротируют в России первых лиц чуть реже, чем в мире. Получается, что, несмотря на всю российскую турбулентность последних лет, большинство первых лиц «крупняка» остаются на своих местах, в то время как более спокойные и стабильные страны чаще меняют своих CEO.
Итак, в России — быстрый карьерный рост. В молодом возрасте становишься первым лицом крупнейшей компании, и надолго. А в мире ориентируются на более зрелых руководителей, но чаще их меняют. Как это объяснить? Вероятно, в России больше ценится лояльность, принадлежность человека к «своим», выросшим в этой компании. В мире же в большей мере предпочитают опытных «чужаков» с рынка.
За инновации отвечают женщины
Посмотрим на гендерный состав высших руководителей. Среди руководителей топ-500 24 женщины (5%). Прямо скажем, немного, но и в мире картина сопоставима. Например, если сравнить российские и мировые топ-100, мы увидим одну женщину в России (это Луковецкая Татьяна Марковна, генеральный директор компании «Рольф») и три женщины в мире.В каких индустриях работают женщины-СЕО из российских топ-500? Это медиа, интернет, фармацевтика, продажа автомобилей. Видите закономерность? Фармацевтику можно объяснить тем, что профессия фармацевт — традиционно женская. Но как вы объясните сферу интернета, хотя IT-специалисты чаще всего мужчины?
Можно предположить, что женщины более востребованы в новых индустриях, где особенно важны гибкость и инновационность. Можно, конечно, объяснить и чуть иначе: внутреннее устройство компаний из «новых индустрий» более совершенное, и потому там меньше предубеждений и «стеклянных потолков». Соответственно, женщины получают больший шанс на карьеру. Посмотрим на данные по миру: среди руководителей топ-100 есть только три женщины, и они возглавляют компании IBM, HP и GM. Та же закономерность, не правда ли? Женщины управляют крупнейшими IT-компаниями, при том что профессия программист — мужская. Похоже, новая экономика порождает более гибкие инновационные организационные культуры, которые позволяют проходить на верхние этажи амбициозным и творческим женщинам.
Бизнес-школу оканчивать не обязательно
Обратимся к образованию. В России на первых местах инженерное и экономическое образование (по 22%), в мире же на первом месте менеджмент, экономическое образование — на втором, а инженерное — только на третьем (21, 19 и 14% соответственно). В России образование в области менеджмента имеют лишь 5% первых лиц из топ-500. Результаты ожидаемые: в России на первые позиции попадают чаще всего производственники и финансисты, а вот бизнес-школу оканчивать совершенно не обязательно.
Среди первых лиц российских топ-500 немало совладельцев. При этом чем выше прибыль компании, тем чаще первые лица являются совладельцами. Так, если прибыль ниже 30 млрд руб. в год, среди первых лиц 20% совладельцев, а если прибыль более 100 млрд руб. в год, то совладельцев среди первых лиц на 9% больше. То ли владельцы компаний, приносящих большую прибыль, реже рискуют доверить ее наемному менеджеру, то ли наоборот: первые лица — совладельцы обеспечивают своим компаниям значительную прибыль. Во всяком случае стоит отметить, что процент владельцев и совладельцев, которые управляют бизнесом сами, в России весьма и весьма высок. Не доверяют? Только владельцы могут обеспечить представительство компании на внешнем контуре? Или скучно сидеть в совете директоров — интереснее управлять? Скорее всего, все факторы в той или иной мере срабатывают.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.