«Фальсифицировать результаты КОИБов возможно, но это требует слишком больших усилий»
АНДРЕЙ БУЗИН занимается контролем за выборами с 90-х годов, эксперт «Голоса». На выборах мэра он является представителем Алексея Навального в Мосгоризбиркоме. Посетив семь его заседаний, г-н Бузин поделился с корреспондентом РБК daily АЛЕКСАНДРОМ ЛИТЫМ своими впечатлениями о нынешней кампании.
— Как вы стали представителем Алексея Навального в Мосгоризбиркоме?
— Я знаю его со времен «Яблока». Когда он был руководителем московского аппарата партии, я был членом регионального совета. С 2000 года Навальный вызывал у меня вполне положительные эмоции, я активно выступал против его исключения из «Яблока». Когда он выдвинулся в мэры, я предложил ему свою помощь.
— Какова роль комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на этих выборах?
— Фальсифицировать результаты КОИБов возможно, но это требует слишком больших усилий. Они будут поставлены на трети участков и, думаю, честно подсчитают голоса, как и на других участках, если перед выборами ничего не случится. 4 марта 2012 года было дано указание не применять прямых фальсификаций, и выборы как небо и земля отличались от 4 декабря 2011-го и всех предыдущих начиная с 2007-го. Такая же команда была дана в начале мэрской кампании. Нынешние выборы беспрецедентны с 90-х годов! Помните, что было в 2009 году на выборах в Мосгордуму? Жестко не зарегистрировали всех нежелательных кандидатов… После декабря 2011 года им страшновато так делать. В Москве примерно половина фальсификаций производится в территориальных избирательных комиссиях (ТИК), а там наверняка не будут стоять видеокамеры.
— Какова ситуация с составом ТИК?
— Еще при Юрии Лужкове была создана очень управляемая избирательная система в Москве, и опирается она на территориальные комиссии. Их составы курируются управами. Независимые члены ТИК есть, но их нейтрализуют: переписывание протоколов производят не в тех помещениях, где находятся эти немногочисленные независимые члены.
— Какова ситуация с открепительными?
— По решению Московской городской комиссии было изготовлено 10 тыс. открепительных. 7 тыс. роздано по ТИК, 3 тыс. в резерве. Думаю, что их могут допечатать, когда городская комиссия поймет, что их не хватает. Хотя я уже предлагал это сделать, и она отказалась… Иначе будет много жалоб избирателей, что им не хватило открепительных, а это серьезное нарушение права избирать. Я предполагаю, что необходимо порядка 50 тыс.
С чем связано недоверие к открепительным? С 2007 года в масштабах страны пошла тенденция по принуждению к их получению служащими — это была борьба за явку. Иногда их собирали на предприятиях, использовали не по одному разу. Но и естественная потребность в них есть! Собянин всего лишь сделал заявление против открепительных, а Мосгордума сразу же приняла закон, что на следующих выборах их не будет, а Мосгоризбирком напечатал только 10 тыс. вместо 100 тыс. на прошлых.
— Мосгоризбирком действительно считает, что в Москве нет газет с финансированием из бюджета?
— Да, ему так удобно. При том что в каждый почтовый ящик попадают районные и окружные газеты. Их общий тираж — 7 млн экземпляров, столько же, сколько и избирателей. Если вы возьмете их подборку, в каждом номере вы увидите фотографию «одного из кандидатов». Почему так действуют: по закону информацию о таких газетах Мосгоризбиркому должно предоставить управление по надзору в сфере массовых коммуникаций и связи. Оно и дало избиркому такую информацию. Юридически это оспорить можно, но результат будет уже после выборов. Кроме того, есть же еще и окружное кабельное телевидение. По газетам я могу судить — пошел в библиотеку и взял подшивку, а списка студий кабельного телевидения у меня нет. Раньше их было штук десять, в предыдущие выборы, а сейчас они «исчезли».
— С этим могла бы бороться рабочая группа Мосгоризбиркома по информационным спорам? Ее состав уже не будет изменен?
— Я уже дважды пытался внести в нее изменения, пока не получилось.
— Какие важные вопросы должны вскоре быть рассмотрены в Мосгоризбиркоме?
— Будет рассмотрен вопрос об установке видеокамер, они отвергнут мое предложение установить их в территориальных комиссиях. Будут принимать довольно важные методические разъяснения о подсчете голосов, там я тоже буду делать предложения по ТИК… О том, как предотвратить фальсификации при переносе протоколов из участков в ТИК, и об установлении итогов голосования в ТИК.
— Ваши предложения не поддерживают даже представители КПРФ, «Справедливой России», Сергея Митрохина?
— Представитель КПРФ Людмила Синельщикова меня иногда поддерживает, но очень ненастойчиво и частично. Очень яро против меня в ступает член с совещательным голосом от «Справедливой России» Алла Алексеева. За семь заседаний представитель Митрохина Валерий Горячев не сказал ни одного слова.
— В работе Мосгоризбиркома вы участвовали с 2001 по 2009 год. Чем нынешний избирком отличается от лужковских составов?
— Во главе его остался тот же человек. С 1995 года, когда Валентин Горбунов стал председателем, он приобрел определенный опыт в защите избирательных прав государства от граждан. Примерно половина состава поменялась. Мосгоризбирком не самый важный орган во властной вертикали. Думаю, туда просто отправили некоторых представителей исполнительной власти… Есть один бывший член Центризбиркома. Стиль работы и порядок принятия решений ничем не отличаются.
— Как нужно реформировать Мосгоризбирком?
— В первую очередь должна поменяться система его формирования. Сейчас половина его членов назначаются мэром, половина — Мосгордумой, также вполне управляемой. Конечно, его нужно формировать на основе представительства участников выборов, ну и экспертов... Например, в 1917 году так формировались избирательные комиссии по выборам в Учредительное собрание.