Китайцы возвращаются в США
До конца июня состоится первое в этом году IPO китайской компании в США. Еще четыре компании из КНР раздумывают над тем, чтобы продать акции американским инвесторам. Ранее мощный поток китайских IPO на биржах Америки практически иссяк из-за многочисленных скандалов с манипулированием отчетностью эмитентами из КНР. Максимальные шансы на успех IPO сейчас у известных и растущих компаний, которые не пожадничают предложить инвесторам дисконт, полагают эксперты.
Китайский онлайн-ритейлер LightInTheBox Holdings рассчитывает разместить свои акции на 100 млн долл. на Нью-Йоркской фондовой бирже в ближайший месяц. Ценовой коридор размещения равен 8,5—10,5 долл. за бумагу. Возможность выйти на американский фондовый рынок сейчас также рассматривают китайский портал для путешественников Qunar.com, производитель микропроцессоров Montage Technology и разработчик приложений для мобильных устройств 3G.cn & Go Launcher, сообщила вчера The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с планами компаний. Не исключено также, что китайский интернет-гигант Alibaba Group выберет для проведения ожидаемого IPO, в рамках которого компания может быть оценена в 60 млрд долл., какую-либо из американских площадок.
В случае если планы этих компаний материализуются, это может стать началом возврата эмитентов из КНР на американский рынок. В недавнем прошлом биржи США были популярны среди китайских компаний — за 2009—2011 годы 67 китайских компаний продали инвесторам в США свои акции на общую сумму 8,3 млрд долл., свидетельствуют данные Dealogic. Однако впоследствии некоторые из них оказались фигурантами скандалов вокруг махинаций с финансовой отчетностью. Самым громким из них стало обвинение в 2011 году компании Sino-Forest в многократном завышении своих активов и прибыли. Однако недоверие инвесторов к финансовой отчетности затронуло большинство компаний из Китая, торгующихся на американских биржах. В итоге в 2012 году в США разместили акции только две китайские компании, которые привлекли лишь 166 млн долл.
Возврат интереса компаний из КНР к американским биржам, в частности, связан с тем, что регуляторы США договорились с Пекином о частичном доступе к информации аудиторских компаний КНР. Заключенное в конце мая соглашение положило конец двухлетнему противостоянию, в рамках которого SEC даже подала иск против «большой четверки» аудиторских компаний за то, что их китайские «дочки» отказывались предоставить требуемую информацию. Последние же мотивировали свой отказ тем, что им пришлось бы нарушить китайское законодательство о государственной тайне. Тем не менее не все довольны заключенным соглашением. «Это соглашение позволит инвесторам только выяснить, как именно их обманули, но ничего не сделает для того, чтобы не допустить самого мошенничества», — полагает сенатор Чарльз Шуммер.
Еще один повод для оптимизма по поводу IPO китайцев в США — успех компаний, заместившихся в прошлом году. Акции интернет-ритейлера Vipshop Holdings прибавили в цене 451%, а бумаги социальной сети YY — 264%. Отчасти такой бурный рост объясняется тем, что компании продавали свои акции с дисконтом, чтобы компенсировать скепсис инвесторов после бухгалтерских скандалов. Та же LightInTheBox, даже в случае размещения по верхнему коридору, получит оценку, которая только в три раза превышает ее выручку за прошлый год, в то время как для многих американских технологических компаний этот мультипликатор, по данным Morningstar, колебался от 10 до 20.
«Какой-то дисконт, вероятно, будет заложен в первых размещениях китайских компаний, чтобы привлечь более широкий круг инвесторов. Однако если размещающиеся компании будут интересны в плане роста бизнеса и выхода на привлекательные сегменты китайского рынка, то инвесторы скоро перестанут требовать этот дисконт», — полагает Андрей Акопян, управляющий партнер инвестиционного бутика Caderus, специализирующегося на Китае. В то же время если раньше инвесторам хватало просто абстрактных обещаний доступа к растущей китайской экономике, то теперь шансы на успех есть только у прибыльных и относительно известных компаний, добавил эксперт.