Лента новостей
Защитник сборной Уругвая Хименес пропустит матч против России 01:32, Общество Пока не хэппи-энд: Германии недостаточно просто победить Корею для выхода 01:25, Спорт В Приднестровье ответили на резолюцию ООН о выводе российских миротворцев 01:07, Политика Актеры из "Игры престолов" поженились в Шотландии 00:40, Общество Сталь, бетон и искусственный интеллект: «умные» здания через 10 лет 00:17, РБК и Schneider Electric Перуанские болельщики решили пожаловаться на Utair после ЧП на самолете 00:04, Общество Суд наказал фаната из Англии за нацистское приветствие в баре Волгограда 23 июн, 23:58, Общество «Руки прочь от гения»: Лукаку прислушался к критике и догнал Роналду 23 июн, 23:50, Спорт Крупнейшие города России защитили радиолокационным полем 23 июн, 23:42, Общество Около 500 тонн биоэтанола взорвались на спиртобазе на Украине 23 июн, 23:28, Общество Тест: что будет, если футбольный мяч попал в судью и сменил направление? 23 июн, 23:19, Спецпроект РБК Спорт Более 100 тыс. человек вышли на марш против Brexit в Лондоне 23 июн, 23:11, Политика Германия в меньшинстве вырвала победу у шведов на последней минуте 23 июн, 22:57, Спорт Во время ливня в Москве выпала пятая часть месячной нормы осадков 23 июн, 22:48, Общество В Зимбабве при взрыве на стадионе с президентом пострадали девять человек 23 июн, 22:22, Общество Песков прокомментировал сроки встречи Путина и Трампа 23 июн, 22:03, Политика Как России не пропустить четвертую технологическую революцию 23 июн, 21:55, Партнерский материал Макрон призвал ввести санкции против отказавшихся принять мигрантов стран 23 июн, 21:32, Политика Теплоход почти со 160 пассажирами попал в шторм на Оби в Барнауле 23 июн, 21:23, Общество ВВС Ирака при ударе по месту встречи лидеров ИГ в Сирии убили 45 боевиков 23 июн, 21:10, Политика Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 23 июн, 20:51, Спецпроект РБК Спорт Марадона потребовал допустить его на тренировку сборной Аргентины 23 июн, 20:49, Спорт В Эфиопии неизвестный атаковал с гранатой премьер-министра 23 июн, 20:43, Политика Минкульт ответил на идею Воробьева об отмене археологических экспертиз 23 июн, 20:39, Общество В Литве при крушении самолета Як-52 пострадала женщина 23 июн, 20:23, Общество Экс-представитель США в Ватикане получил пять лет тюрьмы за детское порно 23 июн, 20:07, Общество Сборная Мексики одержала вторую победу подряд на чемпионате мира 23 июн, 19:58, Спорт В Одессе совершил экстренную посадку летевший в Барселону самолет 23 июн, 19:46, Общество
Россию назвали главным белым пятном на туристической карте мира
Общество, 05 мая 2011, 13:57
0
Россию назвали главным белым пятном на туристической карте мира
Эксперты назвали Россию самым главным белым пятном на туристической карте мира. Такую оценку уровню информированности туристов как за рубежом, так и в самой России представил журналистам председатель Комитета по туризму правительства Москвы Сергей Шпилько.

Рассекретить Россию

"Казалось бы, в Интернете много информации о России и ее ключевых городах, однако при этом существуют колоссальный дефицит информированности. За рубежом нашу страну как объект туристического интереса знают очень плохо", – посетовал С.Шпилько. При этом, добавил он, речь идет даже не о нехоженых тропах и сибирской глубинке, а о туристических сервисах Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи – наиболее известных местах массового туризма. "Даже москвичи не знают в большинстве своем, например, об интерактивной экскурсии по Кремлю на ретроавтомобилях. Московским музеям и паркам также нужно формировать контент, информировать туристов о своих возможностях", - заметил С.Шпилько. Хотя при этом, по его словам, все же удалось сформировать устойчивый интерес к паркам-музеям Москвы Царицыно, Коломенское.

Эксперт подчеркнул, что и такие масштабные зрелищные весенние события, как Масленица и парад Победы 9 мая, по-прежнему не являются весомым поводом для туристской поездки в Москву из-за рубежа именно в это время. "На уровне внутреннего российского туризма – да, такая тенденция постепенно формируется", - обнадежил С.Шпилько. Он надеется, что, например, фестиваль военных духовых оркестров "Спасская башня" вскоре выйдет на уровень событийного мероприятия наподобие бразильского карнавала.

Но если говорить в целом, то, как отметил С.Шпилько, для изменения имиджа Москвы нужны годы, придется наверстывать упущенное. По его словам, бренд России и ее крупнейших городов как туристических мест будет поддерживаться рекламой, однако это отнюдь не те объемы, что тратят, например, Турция, Испания, Франция. Представители российской туротрасли надеются, что выделенные государством деньги все же можно эффективно потратить. Так, во словам С.Шпилько, на развитие туризма в 2011г. из бюджета Москвы выделено 287 млн руб., их них 65-70% расходы, связанные с продвижением, информированием о туристических возможностях Москвы. Предполагается даже создание специализированного портала, страницы в соцсети Facebook.

Помимо этого, столичное правительство намерено основательно потратиться на обновление системы уличной ориентации иностранных туристов. В июне 2011г. в Москве откроется городской колл-центр для иностранных туристов по проблемам безопасности и экстренной помощи. "К началу июня будут установлены 32 новые карты города на специальных стойках в местах массового движения туристских потоков и скопления туристов", - пообещал он, уточнив, что всего в городе планируется установить свыше 100 таких карт.

Кроме того, возможно, удастся сделать шаги в плане создания парковочных стоянок и остановок для высадки-посадки туристов. "Мэр Москвы дал указание найти решение этого вопроса, хотя, например, опыт Санкт-Петербурга показывает, на сколько это сложно", - заметил С.Шпилько.

Еще одной надеждой на оживление туристического интереса к Москве он назвал расширение речной навигации с мая 2011г., введение новых типов судов.

Однако, судя по всему, все это - меры этапа greenfield, как говорят девелоперы, начинающие строить "в чистом поле".

Эксперты, наблюдающие за ситуацией извне, уверены, что туризм пока не является приоритетом для российских властей. В составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) мартовском рейтинге стран по конкурентоспособности их туристического рынка Россия стоит на 91-м месте по уровню затрат на развитие этой отрасли. Как следствие, доля туристической отрасли в российской экономике остается на уровне 6% в 2010г.

Между тем эти же эксперты ставят Россию на 5-е место из 133 стран по наличию природных туристических ресурсов мирового значения, по культурным - на 9-е.

Россия - одна из немногих стран, имеющих столь колоссальный дисбаланс между въездным и выездным потоками. Так, по данным Минспорттуризма РФ, въезд иностранных туристов в РФ 2009г. составил 2,1 млн человек, в 2010г. - 2,4 млн человек, прирост - 14,3%. Выезд в 2009г. превзошел 9,5 млн человек и 13,1 млн человек в 2010г. (прирост 38%). Однако и внутренний турпоток в РФ огромен (28,2 млн человек в 2009г. и 29,1 млн человек в 2010г.), что говорит о высокой туристической активности россиян, их страсти к путешествиям по просторам своей родины, пусть даже и сопровождаемым неудобствами, дискомфортом и высокими ценами.

Кстати, ВЭФ поставил Россию по уровню развития туризма на 59-е место (из139), а среди европейских стран – на 33-е (всего - 42).

Некомфортный стереотип

Несмотря на все предпринимаемые меры, как признаются российские эксперты, пока не удается разбить стереотип, что с туристическим сервисом в России не все хорошо. "В любом городе мира есть хороший сервис и плохой. В сегменте отелей бизнес-класса сервис в Москве абсолютно европейский. Что касается 2-3-звездочных отелей, ситуация также очень меняется. Например, 11 гостиниц этого класса объединены в одну компанию с общими стандартами", - попытался защитить российский турбизнес С.Шпилько. По его мнению, даже мини-отели с плохим сервисом, если посмотреть по опыту Москвы и Санкт-Петербурга, просто не выживают на рынке. Даже самые дешевые объекты размещения – хостелы – в Москве работают, по заверению С.Шпилько, на хорошем уровне сервиса и расположены в центре Москвы: на Арбате и внутри Третьего транспортного кольца. Но эксперты вынуждены признать, что гостиничный сервис в Москве - и тем более в России - требует основательной доработки.

До сих пор нет даже точных данных о числе мест размещения в Москве. Столичное правительство сейчас планирует провести инвентаризацию коллективных средств размещения, сообщил С.Шпилько. Оказалось, что, например, хостелов в Москве, по предварительному анализу, оказалось не десяток, а 45 почти на 2 тыс. мест. К тому же целесообразно посчитать места размещения, интегрированные, например, в спортивные сооружения.

Относительно учтенных крупных объектов размещения представители столичных властей говорят, что с октября 2010г. по март 2011г. в Москве открылось 12 новых и реконструированных гостиниц на 3 тыс. 250 мест. "Гостиничный фонд столицы быстро растет. За последние полгода у нас открылась гостиница Lotte Plaza на 600 мест, первый корпус Crown Plaza в Центре международной торговли. Несколько мини-гостиниц открылись в округах Москвы, например, "Мишель" на 22 места в ЦАО, отель "Ломоносов" на 60 мест в СЗАО. Очень показательно открытие трехзвездочной гостиницы "Аминьевская" на 223 номера: это первая столичная гостиница, реконструированная из бывшего общежития", - рассказал С.Шпилько.

Количество россиян в столичных гостиницах составит не менее 100 тыс. человек, число их ночевок вырастет на 400 тыс., привел оценки С.Шпилько. В прошлом году в гостиницах Москвы останавливались 4 млн туристов, в 2011г. власти города рассчитывают принять 4,2 - 4,25 млн человек.

В Сочи, где сезон начинается 14 мая 2011г. (за 1000 дней до Олимпиады-2014), как сообщил исполняющий обязанности начальника управления по курортному делу и туризму администрации города Алексей Грачев, насчитывается 171 место размещения в организованном секторе (пансионаты, отели). Однако и здесь власти города имеют лишь приблизительное представление об общем числе мест размещения, с учетом мини-гостиниц и частных домов. Частично это обусловлено прежде отсутствовавшими требованиями к классификации мини-отелей. Сейчас Минспорттуризма РФ подготовило новую систему классификации, в соответствии с которой мини-отели выделяются как класс и получают требования иметь более пяти номеров, отдельные входы для гостей и персонала, светящуюся вывеску и кафе. Принимать гостей мини-отель должен круглосуточно. Но представители отрасли малых средств размещения, которые особенно распространены в Санкт-Петербурге и Сочи, сейчас высказывают опасения, что значительная часть таких отелей уйдет в категорию частных домов.

Между тем, если в Санкт-Петербурге сейчас работают 260 малых отелей и 38 хостелов официально, а с учетом теневого рынка это число достигает 800, то для Сочи вопрос малых мест размещения гораздо более острый. Так, А.Грачев привел данные о 1000 мини-гостиниц и почти 5 тыс. частных домов, сдающих свои помещения под временное размещение. Нетрудно прикинуть, что в одном частном доме может в среднем проживать семь человек, в одном мини-отеле, как показывает практика, около 25 человек. Получается, что суммарное число мест в малых местах размещения в Сочи достигает 60 тыс., тогда как суммарное число мест в крупных гостиницах и здравницах, в соответствие с приведенными А.Грачевым данными, в сезон 2011г. составляет 50 тыс. мест.

Кстати, пока сочинская администрация выявляет малые гостиницы "на глаз". "Если есть признаки гостиницы (респешн, точка питания), то мы берем завуалированное название "мини-гостиница". Жилые дома, предоставляющие размещение для туристов, все стоят на налоговом учете и имеют право сдачи в наем помещения для временного проживания", - описал А.Грачев методику контроля администрации Сочи мини-форм размещения отдыхающих.

Однако сочинская администрация, как недавно заявил мэр города Анатолий Пахомов, решила обязать классифицировать все объекты размещения, несмотря на то что в России классификация гостиниц "добровольная". "После классификации будет следующим образом: есть классификация - принимаешь гостей, нет - запрещено. Государственная классификация должна помочь решить проблемы предоставления качественных услуг", - сказал мэр Сочи.

Между тем ситуация с местами размещения в курортной столице России усугубляется и тем, что в Сочи 24 здравницы закрыты на реконструкцию. Однако власти заверяют, что город готов к наплыву туристов: предполагается, что их будет на 4% больше по сравнению с предыдущим летом, когда курорт принял 2,8 млн человек. Предполагается, что многие приедут, опасаясь ехать в Египет, попавший в волну арабских революций начала 2011г.

Визовые ограничения для въезда в ЕС также, так или иначе, подстегивают сочинский турпоток. И это несмотря на цены, превышающие цены Греции, Черногории, Болгарии на 25-30%. Сочи трудно соревноваться по соотношению безвизовой доступности, удаленности от центра России, цены и качества разве что с Турцией. Но, к счастью для Сочи, не все хотят ехать в Турцию, к тому же определенная категория россиян хочет получить санаторное лечение в Сочи, а не SPA-отдых в Турции.

А.Грачев поспешил заверить, что цены не изменятся на пребывание в Сочи этим летом, максимум увеличатся на инфляционную составляющую. Какой это даст эффект, покажет время. Однако совсем недавно председатель сочинского городского собрания Анатолий Луцык признался, что количество отдыхающих в столице Олимпиады-2014 сокращается ежегодно на 15%.

Нам любые дороги дороги

Если цены на размещение туристов в России высоки, при этом не всегда соразмерно уровню сервиса, но каким-то чудом сдерживается их рост даже в условиях дефицита мест размещения, то цены на перевозки вызывают грусть даже у матерых экспертов туротрасли. По оценкам Ассоциации туроператоров России (АТОР), стоимость авиабилетов в РФ к лету 2011г. на южном направлении возрастет на 15%. При этом в 2010г. в пиковый сезон стоимость полета из Москвы до Сочи составляла в одну сторону от 8 до 25 тыс. руб. экономклассом. Перспективы дальнейшего роста пассажиропотока на южном направлении при таком ценообразовании туманны, полагают в АТОР.

Мэр Сочи А.Пахомов даже был вынужден обратиться в правительство РФ, выразив обеспокоенность тем, что перелет или поездка поездом в Сочи дороже, чем само проживание. Ранее руководитель направления по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский отмечал наличие больших сложностей в организации чартерных перевозок (как железнодорожных, так и авиационных) на южном направлении РФ, так как стоимость билета на железнодорожный чартер оказывается выше, чем в кассе, а авиаперевозчики не хотят расширять чартерное направление на курорты России, предпочитая поддерживать регулярные рейсы. АТОР при этом рассчитывает договориться с ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ее дочерней "Федеральной пассажирской компанией" об увеличении срока предварительной продажи железнодорожных билетов до трех месяцев. Целью ассоциации является обеспечить возможность туркомпаниям и туристам приобретать билеты заблаговременно и с гарантированным наличием мест: РЖД сейчас реализует билеты максимально за 45 суток до выезда.

Сочинская администрация сетует и на налоговое законодательство: внутренние авиарейсы облагаются налогом 18% НДС, в отличие от международных перевозок. Это существенно увеличивает стоимость на билеты. Власти Сочи готовы сражаться за снижение цен на авиаперевозки, в том числе в альянсе с туроператорами, доказывая Минтрансу необходимость создания чартерной цепочки и Минэнерго - снижения цен на авиакеросин (с 2008г. по 2011г. цена на авиатопливо возросла в 2,5 раза).

С.Шпилько, ранее возглавлявший Российский союз туриндустрии и хорошо представляющий себе проблемы туротрасли в целом, считает, что должен быть определен срок, после которого цена на проданные авиабилеты за счет изменения размера топливного сбора не должна меняться. Для мирового рынка авиаперевозок это нонсенс, а вот в России это возможно, сокрушается эксперт.

По данным туроператоров, пока железнодорожные перевозки пассажиров в РФ в объемных показателях превышают соответствующие показатели в авиаперевозках в РФ, но динамика авиаперевозок гораздо выше. Так, в 2010г. услугами авиакомпаний воспользовались 55 млн человек, прирост к 2009г. составил 5 млн человек. На 2011г. рост рынка авиаперевозок составит, по прогнозам, 30-35%, в то время как железнодорожных - 7-11%. При этом такая разница в динамике образуется в том числе за счет существующих ограничений по предварительной продаже билетов. Авиакомпании предлагают билеты даже за год до вылета, что позволяет приобрести билет с очень большими скидками.

Правда, еще остается долго и сложно решаемый вопрос о качестве сервиса на транспорте и состоянии перевозок, особенно по железной дороге, когда вагоны могут быть 30-летнего срока износа и без кондиционера на южном направлении.

Надежда Геращенко