Эксперты Кудрина предложили реформировать Уголовный кодекс
Судьям следует запретить переписывать обвинительные заключения в приговоры, адвокаты должны получить больше полномочий, а в законодательство следует добавить новую категорию наказуемых деяний — уголовный проступок (преступное деяние, не имеющее большой общественной опасности и не принесшее серьезного вреда). Такие предложения содержатся в докладе экспертов Центра стратегических разработок (ЦСР), который возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин. Копия документа есть в распоряжении РБК.
Доклад будет рассмотрен на заседании Совета Федерации и к осени этого года может стать основой для проекта концепции уголовной политики, которую будут разрабатывать парламентарии, рассказала РБК руководитель направления «Институты и общество» ЦСР Мария Шклярук. Отдельные идеи центра были воплощены властями, указывает Шклярук: например, решение о расформировании Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков было принято через несколько месяцев после того, как эксперты отметили неэффективность этого ведомства. «Но здесь мы не можем говорить про прямую причинную связь», — отметила Шклярук.
Излишняя суровость
«Уровень репрессивности уголовного закона может и должен быть понижен», это не приведет к росту преступности, считают авторы доклада. Они предлагают шире применять наказания, не связанные с лишением свободы. Например, распространить кратные штрафы не только на экономические преступления, а вообще на все деяния с имущественным вредом. Они также рекомендуют вернуть в Уголовный кодекс арест в качестве меры наказания: это означает «содержание осужденного в условиях строгой изоляции от общества» на срок от одного до шести месяцев. По мнению авторов доклада, такая форма наказания может послужить хорошей «шоковой терапией» для совершивших преступление в первый раз.
Сейчас российский УК «характеризуется излишней криминализацией»: многие деяния, прописанные в его особенной части, не должны считаться преступлениями, указывают юристы. Также в России слишком часто применяется наказание в виде лишения свободы, следует из доклада. В 2015 году суды отправили в колонии 33% осужденных; еще 27% получили условные сроки. Россия «уверенно входит в мировой топ-10» по отношению численности заключенных к численности населения: на каждые 100 тыс. россиян приходится почти 440 заключенных, из них 362,6 — осужденные приговором суда. У Англии и Уэльса этот показатель почти втрое меньше, у Германии — в шесть раз.
При этом тюремные сроки зачастую необоснованно длительные. 55% осужденных в 2015 году получили более пяти лет колонии, еще 23% — от трех до пяти лет. По данным исследований, на которые ссылаются юристы, после пяти лет в заключении у людей «наблюдается утрата навыков социально одобряемого поведения и развитие качеств, ведущих к регрессу личности, утрачивается чувство вины за совершенное деяние». Таким образом, больше половины осужденных к лишению свободы находятся в «зоне невозврата»: так, рецидивистами становятся, по неофициальным оценкам, до 70–90% бывших заключенных (по официальным данным — треть).
Юристы отмечают «обвинительный уклон» в уголовном процессе: например, в 2015 году на 140,4 тыс. удовлетворенных ходатайств следствия об аресте фигурантов дел пришлось только 12,2 тыс. отклоненных. Чтобы исправить ситуацию, юристы предлагают изменить критерии оценки работы судей, сделать невозможным переписывание обвинительного заключения в приговор и позволить апелляционным инстанциям изучать видео- и аудиозаписи судебных заседаний. Также они рекомендуют разрешить адвокатам вести полноценное расследование и обязать суды приобщать к материалам дел все ходатайства защиты.
После принятия российского Уголовного кодекса в него было внесено около 1,5 тыс. поправок, что сделало его «хаотичным», уверены авторы доклада. В итоге некоторые нормы дублируются, некоторые практически не применяются, а граница между уголовным преступлением и административным правонарушением перестала быть четкой. Например, УК запрещает наказывать лишением свободы за преступления небольшой тяжести, тогда как за административное правонарушение можно попасть под арест на 15 суток.
Некоторые деяния были в последние годы необоснованно объявлены преступлениями, считают юристы; в других случаях законодатели дополнили кодекс излишними специальными или квалифицированными составами преступлений, которые уже существовали. Система наказаний также перестала быть логичной: штраф, по мнению юристов, больше не является наиболее мягкой мерой, а в УК он продолжает быть закреплен именно в таком качестве.
Решить проблему можно двумя путями, указывают авторы доклада, — принятием нового УК и существенной переработкой действующего. В пользу нового УК высказывались председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.