5. Пища богов
Магазины на толстый карман
Столичный покупатель может найти продукты на любой кошелек, для этого существует широкий спектр магазинов - от эконом- до премиум-класса. Сети дорогих супермаркетов и гастрономические бутики предлагают потребителю экзотические продукты и заморские деликатесы.
"Для ежедневного пользования, для меня он дороговат, но там всегда можно найти какие-то необычные продукты"; "все очень хорошего качества, с неистекшим и неперебитым сроком годности. Единственный минус - дорого"; "магазин с отличным ассортиментом - разве что подснежников зимой нет. Зато и цены потрясают, на "обычные" вещи цены еще куда ни шло, но вот искомая мною селедка стоила порядка 2,5 тыс. за 1 кг", - делятся впечатлениями на интернет-форумах покупатели.
По мнению психологов, люди нередко идут в подобные места не из гурманских предпочтений, а чтобы продемонстрировать, что они могут себе это позволить. "Покупка дорогостоящих продуктов или товаров дает ощущение причастности к чему-то большему, недосягаемому", - замечает психолог Юлия Смелянец.
В попытках таким путем создать образ успешного человека специалисты видят страх быть неинтересным, отвергнутым. "Желание быть не хуже других становится двигателем общества потребления, в котором пропагандируется идея, что дорого - это непременно хорошо и качественно", - считает Ю.Смелянец.
То же самое можно сказать и о желании человека посещать дорогие рестораны: таким образом он пускает пыль в глаза себе и окружающим.
"С развитием общества потребление продуктов превращается в потребление символов. Социальный опыт человека, его система ценностей, интересов, мотивов и социальная идентичность реализуются в символическом потреблении. Покупая тот или иной товар, человек не столько удовлетворяет свои базовые потребности, сколько сигнализирует окружающим, кто он есть, к какому социальному кругу принадлежит, кем хочет казаться", - соглашается психолог Ирина Клецина.
Люди также склонны покупать продукты потому, что взгляд упал на красивую баночку, запах выпечки заставил купить пирожное или на кассе рука потянулась к шоколадке. Между тем 10% купленных россиянами продуктов отправляется в мусоропровод.
Экообед
В погоне за здоровьем и экологичным образом жизни современные горожане спешат в небольшие магазинчики, торгующие фермерскими органическими продуктами, популярность которых в последнее время набирает обороты. Сэкономить таким образом не удастся: цена на экопродукты как минимум на 20-30% выше, чем в сетевых магазинах. И хотя стоимость таких товаров впечатляет, спрос на экопродукты сохраняется неизменно высоким.
Между тем исследователи из Корнельского университета в Нью-Йорке доказали, что неземной вкус и исключительная польза органических продуктов для здоровья по большей части являются выдумкой.
Еда-рекордсмен
Но это все мелочи по сравнению с ценами на продукты-рекордсмены. Так, стоимость икры белуг-альбиносов в силу ее редкости достигает 25 000 долл. за 1 кг, при этом деликатес фасуется в баночки из чистого золота.
Дорогим могут быть и повседневные продукты. Например, цена на картофель, выращенный на западном побережье Франции, на острове Нуармутье, и удобренный морскими водорослями, приближается к 500 евро за 1 кг. А бутерброд "Платиновый клубный сэндвич фон Эссен" в сети "Фон Эссен" стоит 200 долл. Высокая стоимость обусловлена составом блюда. В него входят иберийская ветчина, бресская пулярка, белые трюфели, перепелиные яйца, сушеные итальянские помидоры и особый хлеб.
Запивать такой обед стоит самым дорогим в мире кофе - Kopi Luwak, стоимость которого составляет 300-400 долл. за 1 кг. Особенность этого сорта в том, что кофейные зерна проходят через кишечник небольшого зверька - циветты: его пищеварительный фермент улучшает вкус зерен, убирая горечь.
NB
"А гренка в нашем ресторане называется крутон. Это точно такой же поджаренный кусочек хлеба, только гренка не может стоить 8 долл., а крутон может" (фильм "О чем говорят мужчины").