6. Тариф "Ненужный"
Подключиться к Интернету также предлагают по особо выгодным тарифам: пакеты услуг включают не только доступ во Всемирную сеть, но и "за небольшую доплату" десяток-другой телевизионных каналов. Стоит ли говорить, что семья регулярно смотрит из них от силы пять, большинство же не включает вовсе.
Больше платим - меньше смотрим
Болезнь "лишних каналов" известна, наверное, каждому обладателю спутниковой тарелки. Обзаводясь пакетом тематических кнопок, телеман представляет себе, как будет часами смотреть любимый биатлон, заниматься стретчингом или слушать советы бывалых рыболовов. Однако в потоке будней либо на телехобби катастрофически не хватает времени, либо новые каналы быстро теряют свою притягательность, и зритель возвращается к старым добрым двум кнопкам.
В итоге получается как в бородатом анекдоте про неумную ворону в такси, которая "деньги заплатила, а сама не поехала". На счет провайдера продолжают ежемесячно поступать средства, а услугой не пользуются. Ненужные каналы зачастую копятся вкупе с интернет-услугами, которые нередко предоставляет один и тот же провайдер. Предлагая небольшое ускорение трафика, услужливый поставщик услуг предлагает за "смешную сумму" добавить в пакет несколько дополнительных каналов, которые вы, разумеется, не будете смотреть. Вот лишь некоторые разочарования, о которых пишут на форумах обладатели "тарелок".
"Из 74 каналов вообще хоть кому-то интересны 10-15, половина из которых на простую антенну принимается. Это просто заманивание клиентов. Кому нужно такое ТВ, где нечего смотреть?" - пишет djen.
"Согласна, смотреть нечего. Я маме на даче поставила тарелку и выбрала "Базовый" пакет с кучей каналов, так хотелось тот же телеканал "Дождь" иметь. Но за эти 2 месяца поняла, что на "Дожде" мне почти нечего смотреть, был пик во время декабрьских митингов и все. Перешла на один из самых простых тарифов. К тому же телевизор просто некогда смотреть", - делится nataly_demina.
Расточительный альтруизм
С точки зрения экспертов, "тарелочная" зависимость, покупка лишних телевизионных и интернет-услуг - не что иное, как зависимость от социума. "Сейчас производят не для того, чтобы накормить кого-то, а для того, чтобы человек, покупая, смог "отстроить" самого себя, найти в собственном статусе свою нишу и в конце концов обрести индивидуальность. Общество потребления - это общество индивидуальностей, общество разных людей, стремящихся к развитию, а не строем ходить по магазинам друг за другом и стоять в очередях", - считает Д.Шевченко.
По мнению маркетолога, обзаводясь "тарелками", потребитель думает не только о себе, но и о своем окружении: ведь потом можно собираться на даче, смотреть, обсуждать.
Как рассказал психолог Павел Пономарев, совершая такие покупки, клиент не просто приобретает нужные ему вещи или услуги, но и социализируется: "Сам контекст магазина является коммуникационным. Он же покупает не только каналы, он до этого приобрел отношения: ему звонят, ему говорят, что он значим для компании, что он уважаем. Суть же этих отношений заключается лишь в том, что человек должен просто совершить покупку", - уверен психолог.
По мнению П.Пономарева, чтобы успешно жить в сегодняшних рыночных координатах, нужно совершать покупки: "Я покупаю, значит, я существую, своими подчас бесполезными приобретениями я это доказываю - и себе, и окружающим. Реклама сегодня тотальна, она везде. Существует агрессивный маркетинг, который вторгается в личную жизнь. Поэтому надо обладать определенными внутренними установками, чтобы не растратить на бесполезные мелочи свою жизнь", - заключил эксперт.
NB
"Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают" (Виктор Пелевин, Generation P).